Жиль Делёз – биография, личная жизнь, причина смерти и философский вклад

Первая встреча с Ж. Делёзом, встреча с его философией, навсегда изменила жизни множества людей. Внезапное озарение, неожиданная ясность, пронзительное освобождение. Впоследствии почти всех исследователей отличает особое отношение к личности французского мыслителя – мистический ореол вокруг его имени, будь то детальная проработка концептов или же ностальгическое трепетное отношение к его памяти. Ж. Делёз представляется как проповедник нового толкования мира и как проводник в неизведанное, словно пророк или вестник, подаривший новые смыслы и надежды на изменение существующего порядка вещей. Более того, для некоторых столкнувшихся с его философским дискурсом, он является первооткрывателем и провозвестником новой эпохи в мысли.

За последние два десятилетия Ж. Делёз, ранее известный в основном узкому кругу специалистов, стал одним из самых обсуждаемых, читаемых и изучаемых французских философов. Его книги переведены на более чем двадцать языков, о его творчестве пишут бесчисленные статьи и книги. Появляются «делёзианцы» со своими школами и направлениями. Но в чем секрет этой популярности? Что отличает его от других французских философов? Почему за относительно короткий срок он стал культовой фигурой?

Жиль Делёз: Жизнь и творческий путь

Его идеи, труды, философия актуальны уже многие десятилетия, его взгляды будоражат и заставляют задуматься о сложнейших вопросах бытия, мышления и жизни. Его имя – Жиль Делёз.

В 1969 году вышел в свет труд Делёза “Логика смысла”, где он представил идеи в духе предшественников, в частности стоиков, Ницше и Бергсона. В том же году вышел его труд “Различие и повторение”, эта работа говорит о формировании “новой философии”, о разрыве с прежними. Особое значение в книге получили труды немецкого философа Фридриха Ницше. С этого момента Делёз начинает формироваться как самостоятельный и оригинальный мыслитель.

Основные идеи

Центральные идеи Делёза касались онтологии, эпистемологии и этики. Он утверждал, что бытие – это не статичная субстанция, а динамический процесс становления. Познание, по его мнению, является не просто отражением реальности, но активным созданием новых смыслов. Этика Делёза фокусировалась на понятии желания, которое он рассматривал как источник творчества и свободы.

Делёз сотрудничал с другим французским философом Феликсом Гваттари. Вместе они написали ряд работ, в том числе “Капитализм и шизофрения”. В этих работах они развивали идеи о власти, капитализме и социальных институтах. В их совместном труде “Тысяча плато” Делёз и Гваттари предложили новую концепцию номадизма, противостоящую иерархическим структурам власти.

Философия постмодернизма

Делёз был одним из ведущих представителей философии постмодернизма. Он критиковал традиционное представление о субъекте и ратовал за децентрализацию и фрагментацию. Работы Делёза оказали значительное влияние на различные области, включая искусство, литературу, политику и социальную теорию. Его идеи продолжают вдохновлять и бросать вызов мыслителям и художникам по всему миру.

Философия Жиля Делёза – это уникальное и глубокое исследование природы реальности, мышления и жизни. Его идеи являются важным вкладом в современную философскую мысль и продолжают формировать наши представления о мире.

Детство и образование

Детство и юность философа прошли в пригороде Парижа. Семья Делёза не отличалась обеспеченностью. Жиль был первенцем у своих родителей. Воспитанием Жиля и его младшего брата Кристиана занималась мать, поскольку отец с самого начала Второй мировой войны проходил военную службу во французской армии.

В детском возрасте Жиля привлекал театр. Он неоднократно участвовал в школьных спектаклях, самостоятельно писал небольшие пьесы и ставил их со своими друзьями. В то же время Делёз отдавал много времени рисованию. Он мечтал стать художником, однако мать настояла, чтобы сын выбрал более солидную профессию, и посоветовала ему углубленно заняться математикой и литературой.

Ранние годы в Париже

Первая встреча Делёза и Гваттари состоялась в 1969 году на конференции в Серри – небольшом городе на юге Франции. Делёз уже тогда был известным философом, в то время как Гваттари был лишь начинающим психиатром. Несмотря на разницу в возрасте и профессиях, они быстро нашли общий язык и начали вместе работать над книгой «Капитализм и шизофрения», которая была опубликована в двух томах в 1972 и 1980 годах.

Делёз и Гваттари называли себя «номадами мысли» и часто путешествовали вместе, встречаясь с интеллектуалами и активистами по всему миру. Они оба были привержены идее подрывной деятельности, то есть использованию философии для критики и изменения существующего порядка вещей. Их работа оказала огромное влияние на многие области, включая философию, литературу, искусство и политику.

Учеба в лицее Пастер

В 1930-х годах Жиль Делёз становится старшеклассником в лицее Пастер в Париже. Лицей славился высоким уровнем преподавания, что позволило Делёзу углубить свои знания в области литературы, философии и истории.

Несмотря на блестящие академические успехи, Делёз был нелюдимым и замкнутым подростком. Он предпочитал проводить время в одиночестве, читая книги и увлекаясь философией. Однако позже Делёз признался, что его замкнутость была скорее защитным механизмом против лицемерия и поверхностности окружающего мира, чем признаком мизантропии. В лицее Пастер Делёз познакомился с двумя людьми, которые оказали значительное влияние на его дальнейшее развитие: другом-одиночкой, который разделял его страсть к философии, и учителем греческого языка Франсуа Шатле, который стал его наставником и вдохновил на изучение классической философии.

Философское влияние

Философия Жиля Делеза оказала значительное влияние на широкий спектр академических дисциплин, от литературы, искусства и кино до политики и психологии. Его идеи вдохновляли и провоцировали мыслителей по всему миру, внеся глубокий вклад в современную интеллектуальную мысль.

Делёз, вместе с Жилем Гваттари, разработал концепцию ризомы, неиерархической и множественной сети, которая стала влиятельной моделью для понимания мира. Их совместная работа также исследует понятия желания, становления и номадизма, бросая вызов традиционным представлениям о субъективности, реальности и истине.

Философия Жиля Делёза

Делёз разрабатывал идеи метафизики и онтологии. Он рассматривает мир как материю, наделённую силой движения, становления, создания новых форм. Понятие движения у него связано с понятием “складка”: материальный мир свернут, изогнут и закручен сам на себя. Делёз отмечал, что через “складки” проявляется связь и различия объектов в мире.

Делёз стремился к созданию неклассической философии – философии многоголосой, полифонической, в которой отсутствуют универсальные истины и абсолютные начала, а вместо них выступают временные и локальные идеи и концепты.

Жиль Делёз писал о важности создания собственных концептов и понятий, отказа от общепринятых схем мышления. Он утверждал, что философия есть один из видов искусства – это “акт творчества”, который направлен на производство новых концептов. Делёз призывал к освобождению мысли, к поиску новых форм мышления, которые не заключены в рамки традиционного языка и понятийных систем.

В своей философии он различал три типа мышления: подчинение, повторение и различие. Подчинение – это воспроизводство уже имеющихся идей и концептов без критики и изменений. Повторение – это воспроизведение уже имеющихся идей и концептов с целью их углубления и обогащения. Различие – это создание новых идей и концептов через разрывы и отклонения от существующих схем мышления.

Постструктурализм и деконструкция

Попросту говоря, философы-постструктуралисты пытались расшатать устоявшиеся понятия. Они боролись с традиционной философией, которая, по их мнению, была слишком упрощенной и основанной на дуалистических оппозициях. Постструктуралисты считали, что язык не является прозрачным окном в реальность, а скорее активной силой, которая формирует наше восприятие мира. Они также утверждали, что значение не является фиксированным, а скорее постоянно меняется и перестраивается.

Одним из самых известных философов-постструктуралистов был Жак Деррида. Деррида разработал концепцию деконструкции, которую можно рассматривать как метод чтения и письма. Деконструкция заключается в анализе текста, чтобы выявить его скрытые предположения и противоречия. Деррида считал, что все тексты несут в себе в себе следы своего собственного разрушения. Это означает, что все тексты содержат элементы, которые подрывают их собственный смысл. Деконструкция направлена не на то, чтобы разрушить смысл или доказать, что все тексты бессмысленны. Она направлена на то, чтобы показать, как значение создается и как оно может быть оспорено и переосмыслено.

Концепции желания и становления

Жиль Делёз исследовал фундаментальные понятия желания и становления, сформулировав оригинальные концепции, ставшие основой для различных интерпретаций в философии и культурной теории.

Делёз считал желание имманентным онтологическим принципом, движущей силой всего сущего. Он определял его как “машину”, непрерывную и продуктивную. Желание не сводится к устремлению к удовлетворению, а является постоянным процессом создания новых желаний. Оно не обладает целью или объектом, но постоянно перестраивает и трансформирует субъекта, создавая новые конфигурации.

Делёз утверждал, что становление – это фундаментальный способ существования, а не просто процесс изменения. Становление происходит через многообразие и отличается от линейного развития. Оно не связано с созданием фиксированной идентичности, а представляет собой радикальную открытость и текучесть. Через становление субъект не столько достигает определенного состояния, сколько постоянно трансформируется в различные формы.

Концепция становления Делёза бросает вызов традиционным представлениям об идентичности, объективности и рациональности. Она подчеркивает фундаментальную текучесть и креативность бытия, открывая возможности для новых форм субъективности и мышления.

Творческое сотрудничество с Феликсом Гваттари

Феликс Гваттари – близкий друг Делёза, соавтор его самых известных книг. Их сотрудничество началось в начале 1970-х годов. Они вместе развивали идеи антикапиталистической политической философии, включая понятия капитализма как желания и детерриториализации. Гваттари внёс в творчество Делёза психоаналитический и политический аспекты.

Гваттари и Делёз написали три книги в соавторстве: “Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения” (1972), “Кафка: За меньшинство” (1975) и “Что такое философия?” (1991). Эти произведения оказали огромное влияние на современную философию и политическую теорию.

Личная жизнь Жиля Делёза

Личная жизнь Жиля Делёза была не менее загадочной и захватывающей, чем его философские идеи.

Его ближайшим другом и интеллектуальным соратником был Феликс Гваттари.

В 2004 году Делёз и Гваттари совместно публикуют книгу «Что такое философия?», в которой отразили свои совместные идеи и взгляды.

Но мало кто знал, что Делёз, помимо тесной дружбы с Гваттари, также имел близкие отношения с женщиной по имени Тоска Вуай.

Вуай была профессором философии в Университете Парижского центра, где также преподавал Делёз.

Их отношения держались в секрете в течение многих лет, но после смерти Делёза в 1995 году Вуай опубликовала книгу своих воспоминаний, в которой рассказала об их связи.

В книге Вуай изобразила Делёза как нежного и любящего партнера, чья страсть к жизни и философии была заразительной.

Она также признала, что их отношения были нетрадиционными, но при этом глубоко значимыми для них обоих.

Несмотря на то, что личная жизнь Делёза часто оставалась в тени его философских достижений, его близкие отношения с Гваттари и Вуай несомненно оказали глубокое влияние на его жизнь и работу.

Брак и семья

В жизни Жиля Делёза любовь и семья занимали особое место. Однако отношения с противоположным полом, а также семейная жизнь развивались далеко не так, как у большинства людей.

Мы попытались разобраться в перипетиях личной жизни выдающегося французского философа.

Отношения с Франсуазой Шато

Они познакомились, работая вместе над журналом “Critique”, еще студентами. Франсуаза Шато – юная журналистка, Жиль Делёз – начинающий философ. Их связывали общие интересы, интеллект и творческий дух.

Между ними вспыхнула пламенная страсть, которая быстро переросла в глубокую любовь и уважение. Франсуаза стала музой и верным соратником Делёза, поддерживая его как в личной, так и в профессиональной жизни.

Их отношения не были безоблачными. Несмотря на любовь и взаимопонимание, между ними случались периоды напряженности и непонимания. Однако они сумели преодолеть трудности и сохранить свою связь непоколебимой.

Любовь Делёза и Шато была предметом сплетен и домыслов, особенно учитывая их обоюдную бисексуальность. Но они остались верны друг другу, отстаивая право на нетрадиционные отношения в то время, когда это было редкостью.

После смерти Делёза в 1995 году Франсуаза Шато осталась верным хранителем его наследия, посвятив себя пропаганде и защите его философских идей.

Взаимоотношения с другими философами

Делёз вел плодотворный диалог с представителями различных философских течений. Его отношения с другими мыслителями были непростыми, но чрезвычайно влиятельными на его творчество.

С французским структуралистом Мишелем Фуко у него сложилось тесное сотрудничество. Вместе они провели ряд совместных исследований, в ходе которых разрабатывалась концепция дискурса. Их связь была отмечена взаимным уважением и плодотворным обменом идеями.

В свою очередь, с Жаком Деррида, видным представителем деконструктивизма, отношения Делёза были более конфликтными. Деррида критиковал его работы за нечеткость и недооценку роли языка в философии. Несмотря на разногласия, Делёз признавал значимость трудов Деррида.

Также Делёз сотрудничал с итальянским философом Антонио Негри. Вместе они исследовали темы когнитивного капитализма и революции. Их взаимодействие было плодотворным и привело к созданию влиятельных работ по политической философии.

Между Делёзом и Жаном Бодрийяром сложились сложные отношения. Бодрийяр восхищался работами Делёза и черпал из них вдохновение. Однако позже он подверг его критике за неспособность предложить действенную политическую программу.

Наконец, Делёз вел давний диалог с немецким философом Мартином Хайдеггером. Он восхищался его мышлением о Бытии, хотя и критиковал его за мрачный взгляд на мир. Влияние Хайдеггера на Делёза можно проследить во многих его работах.

Последние годы и наследие

Последние годы жизни Жиля Делёза ознаменовались интенсивным творчеством и международным признанием. Он продолжал писать и публиковаться, углубляя свои философские идеи. В 1991 году вместе с Бертом Хеллингер основал Международный колледж философии.

В то же время, его здоровье постепенно ухудшалось. В 1995 году у него обнаружили рак легких, и последние два года жизни он провел в борьбе с болезнью. Группа близких ему людей, в том числе его друг Феликс Гваттари и его студенты, поддерживали его в это трудное время. Несмотря на физические страдания, Делёз продолжал работать до самого конца.

Философское наследие Жиля Делёза огромно и продолжает оказывать влияние на философию, искусство и социальную теорию. Его идеи о желании, становлении и различии вдохновили множество мыслителей, писателей и художников. Его работы часто рассматриваются как часть постмодернизма и постструктурализма, но Делёз всегда дистанцировался от этих ярлыков.

Наследие Делёза не ограничивается академическими кругами. Его идеи нашли отклик в популярной культуре, музыке и кино. Его философия часто ассоциируется с такими понятиями, как творчество, свобода и экспериментальность. Сегодня Жиль Делёз признан одним из самых влиятельных и оригинальных мыслителей XX века.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

478
Вам нравится этот человек?
If 'Other' is filled, checked answers are ignored.
Top Peoples - Биографии, рейтинги популярных людей
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x