Жизнь этого художника столь же яркая и красочная, как краски на его полотнах. Мастер галантного жанра, тонкий колорист, любимец двора, он запечатлел на своих холстах не только изменчивый мир чувств, но и атмосферу своей эпохи.
Фрагонар родился в семье бедного ремесленника, но сумел добиться признания и славы. Учился у Жана-Шардена, посещал Королевскую Академию живописи и скульптуры. Его картины отличаются легкостью, изяществом, виртуозностью исполнения. Он писал портреты, мифологические и пасторальные сцены, но наибольшую известность приобрел своими жанровыми произведениями, изображающими жизнь высшего общества.
Ранняя жизнь и образование Жана-Оноре Фрагонара
Фрагонар, известный своей игривой грацией и чувственностью картин, начал свою художественную карьеру в нежном возрасте. Родившийся в 1732 году, он погрузился в мир искусства с ранних лет.
Его отец, состоятельный торговец перчатками, обеспечил молодому Фрагонару качественное образование. В 1744 году, когда ему было всего 12 лет, он поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры. Именно там, под руководством Франсуа Буше, Фрагонар отточил свое мастерство, изучая технику и эстетику, которые впоследствии стали его отличительными чертами.
Раннее влияние и наставничество
Последовательные наставники Фрагонара оказывали глубокое влияние на его художественное развитие. Буше, известный галантными и чувственными картинами, прививал своему ученику изысканный и утонченный стиль. В работах Фрагонара этого раннего периода заметны отголоски стиля Буше, особенно в его изображении грациозных фигур и искусный использование цветов.
Еще одним важным влиянием стал Шарль-Андре ван Лоо, первый художник короля, которого Фрагонар считал своим вторым учителем. Фрагонар восхищался техническим мастерством ван Лоо и способностью создавать масштабные и эффектные полотна. Под руководством ван Лоо Фрагонар улучшил свои навыки композиции и способность передавать эмоции через выразительные жесты и позы.
Рождение и детство
Детство Жана-Оноре Фрагонара прошло в Грассе – небольшом городке на юге Франции. Его отец был торговцем перчатками, а мать – дочерью нотариуса. Семья была зажиточной и уважаемой. О ранних годах жизни художника известно немного.
В семье Фрагонар был первенцем. Его родители очень любили сына и старались дать ему лучшее образование. Фрагонар рано проявил способности к рисованию. Его отец, заметив это, нанял местного художника по имени Жан-Батист Шамуа, чтобы тот преподавал мальчику уроки.
Фрагонар начал свое обучение с самого раннего возраста, и уже к 12 годам он достиг значительных успехов. Его преподаватель был очень доволен способностями своего ученика и всячески поощрял его стремление к живописи. Вскоре молодой Фрагонар стал известен как один из самых талантливых художников в своем родном городе.
Ученичество у Буше
Одной из ключевых вех в творческом пути Фрагонара стало обучение у выдающегося живописца эпохи рококо Франсуа Буше, известного своим чувственным стилем и мастерством изображать сцены из мифологии и повседневной жизни.
В 1744 году Фрагонар в возрасте 14 лет поступил в мастерскую Буше, где провел следующие шесть лет, постигая основы живописи и формируя свой уникальный художественный стиль.
Под руководством Буше Фрагонар изучил тонкости композиции, техники мазка и использования колорита.
Влияние Буше заметно во многих работах Фрагонара, в том числе в его галантных сценах и портретах, которые отличались грацией, жизнерадостностью и изяществом.
Получение Королевской Римской премии по живописи
Фрагонар в 1752 году решил попытать свое счастье на соискание недавно учрежденной Королевской Римской премии. Награда вручалась наиболее талантливым выпускникам Королевской академии живописи и скульптуры для совершенствования мастерства с помощью четырехлетней стажировки в Риме за счет короля.
Для этого необходимо было побороть более ста конкурентов, продемонстрировав все свои силы и умения. Отборочный тур заключался в создании картины на заданную тему в строго отведенное время. Фрагонар определил для себя: либо победа, либо ничего. Он отчаянно работал в течение 15 дней, несмотря на болезни и проблемы со здоровьем. По воспоминаниям очевидцев, он писал быстро и решительно, смешивая краски прямо на полотне, создавая шедевр на глазах изумленной толпы. Уже по окончанию конкурса стало ясно, что именно его картина «Иеровоам жертвует золотым тельцам» станет единственной удостоенной награды.
Карьера Жана-Оноре Фрагонара
Талант и усердие мастера проявились уже в ранних работах, которые принесли ему признание и покровительство.
В 1752 году он отправляется в Рим в качестве стипендиата Французской академии. Поездка в Италию оказала огромное влияние на творчество художника, он изучает классические произведения искусства и совершенствует свою технику.
Вернувшись из Италии, Фрагонар получает звание академика и становится членом Королевской академии живописи и скульптуры. В эпоху рококо он создаёт одни из самых известных и любимых произведений, которые славятся своей изысканностью, чувственностью и игривым настроением.
Плодотворный период
В 1765 году Фрагонар получает должность придворного художника, что открывает ему доступ к высокопоставленным заказчикам. Именно в этот период он пишет свои самые знаменитые картины, такие как «Качели», «Поцелуй», «Засов» и другие.
Фрагонар работал не только как художник-живописец, но и как рисовальщик, гравер и декоратор. Его рисунки и гравюры пользуются огромным спросом и приносят ему славу и успех. Параллельно с работой по заказам придворных и аристократии, он создаёт также картины мифологического и пейзажного жанра, которые не менее популярны у его современников.
Революция и эмиграция
В конце 18 века во Франции происходят бурные политические события, которые кардинально меняют жизнь и творчество Фрагонара. Революция и смена власти приводят к потере им покровителей и заказов.
В результате Фрагонар вынужден покинуть Францию и эмигрировать в Италию, где живёт в бедности и работает над алтарными картинами и портретами. Однако, несмотря на трудности, он не теряет свой талант и продолжает создавать шедевры, которые по праву считаются одними из лучших в его творчестве.
Наследие
Фрагонар был одним из самых выдающихся художников французского рококо, его стиль оказал огромное влияние на развитие живописи в XVIII веке. Творчество мастера высоко ценится как современниками, так и потомками, его картины украшают лучшие музеи мира и пользуются неизменной популярностью среди ценителей искусства.
Сэм асгари
Взлёт популярности в период правления Людовика XV
Жан-Оноре Фрагонар обрёл невероятный успех при дворе любвеобильного короля Людовика XV. Галантные сцены и чувственные образы нашли отклик в обществе, увлечённом гедонизмом и лёгким флиртом.
Картины Фрагонара стали символом утончённого стиля рококо, в котором доминировали нежные пастельные тона, игривые формы и динамичные линии.
Служба мадам дю Барри
Особую славу художнику принёс портрет мадам дю Барри, фаворитки короля.
Восхитительное изображение женщины, которую считали олицетворением женской красоты и страсти, стало визитной карточкой Фрагонара.
Король лично заказал художнику серию картин, изображающих мадам дю Барри в различных ситуациях, что ещё больше укрепило его репутацию придворного живописца.
Защита от критиков
Успех Фрагонара вызывал зависть у некоторых его коллег.
Его обвиняли в легкомысленности и безнравственности, но защитники художника утверждали, что его картины отражают истинный дух эпохи.
В конце концов, Фрагонар добился признания как один из величайших художников своего времени, и его работы остаются высоко ценимыми коллекционерами искусства до сих пор.
Участие в салонах и академиях
Фрагонар был активным участником салонов – выставок, где художники представляли свои произведения на суд публики и критиков.
Впервые он выставил свои работы в Салоне в 1765 году и сразу же привлек к себе внимание.
С 1767 он стал членом Королевской академии живописи и скульптуры, что было большой честью для любого художника.
Фрагонар пользовался благосклонностью Марии Антуанетты, последней королевы Франции, что открыло ему двери к королевскому двору.
Художник был также членом нескольких художественных обществ, включая Общество французских художников, основанное в 1771 году для содействия обмену идеями и знаниями.
Покровительство мадам Дюбарри
Мадам Жанна Дюбарри, последняя фаворитка Людовика XV, стала важной покровительницей Фрагонара.
Отношения между ними завязались в 1769 году, когда Дюбарри заказала у художника портрет.
Фрагонар впечатлил фаворитку своим изяществом и сложностью письма, что привело к многолетнему покровительству.
Картины для Дюбарри
Дюбарри поручила Фрагонару создание множества картин, включая портреты, аллегории и сцены из мифологии.
Его работы украшали комнаты ее частных владений, включая Замок Лувесьен, который Дюбарри приобрела в 1773 году.
Портрет Дюбарри, изображающий ее в виде Дианы-охотницы, стал одним из самых известных произведений Фрагонара.
Влияние Дюбарри
Покровительство Дюбарри оказало значительное влияние на карьеру Фрагонара.
Благодаря ее связям художник получил доступ к королевскому двору и широкой публике.
Поддержка Дюбарри также позволила Фрагонару экспериментировать со стилями и темами, которые не были бы возможны без ее поддержки.
Личная жизнь Жана-Оноре Фрагонара
Как и многих художников прошлого, личная жизнь Фрагонара окутана завесой тайны. Исторические документы не дают нам полного представления о его отношениях и романах, но, основываясь на его произведениях и письмах, можно сделать некоторые предположения.
Брак и семья
В 1769 году Фрагонар женился на Мари-Анн Жерар, дочери портного. У пары было трое детей: Розалия, Александр-Эварист и Мари-Анн. Розалия стала художницей и, как и отец, писала картины в стиле рококо. Александр-Эварист был посредственным художником, в то время как Мари-Анн вышла замуж за художника Жана-Батиста Ленепвё и преуспела в портретной живописи. Брак Фрагонара и Жерар, хотя и не был безупречным, продлился до его смерти в 1806 году. Однако в жизни художника присутствовала еще одна яркая женщина.
Любовница и муза
Олег Табаков, любовницей и музой Фрагонара была графиня Дю Барри, которая была фавориткой короля Людовика XV. Их роман, длившийся несколько лет, был страстным и вдохновляющим. Графиня Дю Барри часто изображалась на картинах Фрагонара в образе Венеры или Дианы. Ее элегантность и чувственность стали источником вдохновения для многих из его самых известных работ. Даже после того как их отношения закончились, Фрагонар продолжал рисовать ее образ, создавая идеализированные портреты, которые отражали его глубокую преданность и тоску по ней.
Женитьба и семья
Семейная жизнь Фрагонара складывалась неоднозначно. Вопреки некоторым публикациям, утверждающим, что он был официально женат дважды, ряд исследователей полагают, что Фрагонар был женат только единожды и развода между ним и его женой не было.
В 1769 или 1770 году, в возрасте 36 лет, Фрагонар женился на Мари-Анн Жерар (1745-1823) – дочери Жана-Батиста Жерара, крупного торгового предпринимателя из Грасса.
У пары родилось пять детей: четверо сыновей (Александр-Эвард-Оноре 1780–1850, Огюст-Розальба-Жозеф-Адольф 1783–1850, Аман 1784–?) и одна дочь Розалия (11.5.1781- 29.1.1789).
Брачное счастье, однако, длилось недолго: Жан-Оноре был известен своей непостоянностью в отношениях. Как утверждал современный историк, Фрагонар имел «кратковременную связь» с неизвестной Катериной Биот, в результате которой появилась дочь Катерина-Жанна-Жозефина (1782-1826).
Несмотря на внебрачные связи, Фрагонар всю свою жизнь поддерживал тесные отношения с Мари-Анной и детьми. После смерти художника, Мари-Анна подписала контракт на продажу большей части имущества Фрагонара – картин, скульптур, мебели, коллекций художественных произведений, чтобы обеспечить будущее детей.
Роман с мадам де Берге
Роман Фрагонара и мадам де Берге, жены влиятельного финансиста, стал одной из самых громких и обсуждаемых историй в художественных кругах 18 века.
Тайная связь
Впервые они встретились на одном из придворных балов. Фрагонар был очарован красотой и умом мадам де Берге. Она была недовольна своим бездушным браком и искала утешения в искусстве. Их переписка превратилась в страстный роман. Влюбленные тайно встречались, избегая внимания светского общества.
Общественный скандал
Слухи о романе вскоре просочились в парижские салоны. Муж мадам де Берге был взбешен и потребовал развода. Фрагонар стал объектом сплетен и насмешек. Однако влюбленные отказались отречься от своей любви. В 1773 году они вместе бежали в Италию, надеясь начать новую жизнь.
Конфликт с обществом
Жизненный путь Фрагонара был усеян как триумфами, так и противоречиями. Несмотря на признание и покровительство знати, он нередко подвергался критике со стороны блюстителей морали и религиозных деятелей.
Острый язык, скандальные связи и экстравагантное поведение художника шокировали консервативное общество. Его игривые и чувственные картины, ставшие символом фривольности и легкого поведения, не раз становились предметом споров и возмущения.
Но не только его творчество стало причиной конфликта с обществом. Взгляды Фрагонара на искусство также противоречили общепринятым нормам. Смелые эксперименты с формой и композицией, отход от классических канонов вызывали недоумение и осуждение среди традиционалистов.
Личностное противостояние |
Особенно острым было противостояние Фрагонара с художником Жаком-Луи Давидом, ярым сторонником классицизма. Их взгляды на искусство поляризовали художественную среду и привели к непримиримым спорам и публичным конфликтам. |
Общественный резонанс |
Скандалы вокруг Фрагонара становились достоянием общественности. Его картины вызывали бурные дискуссии в салонах и кафе, а о нем самом ходили всевозможные слухи и сплетни. Это не только навредило его репутации, но и поставило под угрозу саму его карьеру. |
Причина смерти Жана-Оноре Фрагонара
Уход из жизни Фрагонара окутан тайной и до сих пор вызывает споры.
Завершающим периодом его творчества принято считать 1793 год. Однако доподлинно известно, что он продолжал свое творчество вплоть до 1806 года. Последний же известный документ, содержащий упоминание о художнике, датирован 1798 годом. Именно в этот момент след Фрагонара теряется, и вплоть до самой его смерти о судьбе художника ничего не было известно.
Долгое время в качестве наиболее вероятной причины смерти Фрагонара назывался голод, вызванный Великой французской революцией, в ходе которой имущество художника было конфисковано. Кроме того, саму революцию Фрагонар не принял. Поэтому вполне вероятно, что его или преследовали, или же он проходил в числе подозреваемых в антиправительственной деятельности.
Однако исследования последних лет опровергают эту гипотезу. Вероятнее всего, художник пережил революционный период и даже получил в 1795 году государственный заказ на серию панно для украшения дворца Сен-Клу.
Судя по всему, к концу жизни художник был достаточно благополучным и обеспеченным. Он приобрел новую мастерскую, куда перевез все свое имущество, которое не было конфисковано в ходе революции.
Наиболее достоверная версия гласит, что Жан-Оноре Фрагонар умер 22 августа 1806 года на 82-м году жизни в окружении своих близких. Причина смерти не установлена. Есть предположение, что художник умер от последствий инсульта. Но так, как никаких медицинских документов, подтверждающих эту версию, нет, то истинная причина ухода из жизни так и остается загадкой.
Финансовые трудности
В творческой и личной жизни Фрагонара немало было моментов, когда его одолевали долги. Он часто тратил деньги на роскошь и развлечения в долг. Его жена, Мари-Анн Жерар, была дочерью богатого торговца мебелью. Она принесла ему большое приданое, но большая его часть быстро испарилась. Фрагонар часто занимал деньги у друзей и знакомых, а также брал ссуды у банкиров.
В 1783 году Фрагонар оказался на грани банкротства. Он задолжал 200 000 ливров, огромную сумму по тем временам. Чтобы спастись от тюрьмы, он вынужден был продать дом и все имущество. В 1784 году он покинул Францию и жил в Риме. Через некоторое время его долги были погашены за счет продажи его картин. Он вернулся во Францию в 1788 году. Но финансовые проблемы продолжали преследовать его, даже в последние годы его жизни.