Жизнь и смерть известного советского и российского кинооператора Юрия Векслера окутаны ореолом тайн и легенд. Его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа, а романы с выдающимися актрисами надолго оставили след в памяти поклонников. В этой статье мы раскроем биографию Юрия Векслера, расскажем о его личной жизни, покажем его фото и раскроем тайну его кончины. Наша цель – отделить правду от мифов и представить целостный портрет этого незаурядного человека.
Юрий Векслер: Биография и творческий путь
Юрий Векслер – выдающийся кинооператор, подаривший кинематографу впечатляющие образы и яркие кадры. Его путь, сотканный из таланта, самоотверженности и жажды творчества, запечатлелся в истории отечественного киноискусства.
Родился Юрий 4 августа 1930 года в Москве. С ранних лет проявлял интерес к фотографии, а после окончания средней школы устроился младшим лаборантом кинофотостудии. Его увлеченность быстро переросла в профессиональную карьеру. В 1954 году окончил ВГИК, где обучался на операторском факультете в мастерской Бориса Волчека. И уже в 1956 году состоялся его дебют в качестве оператора-постановщика в фильме «Песня табунщика».
С первых шагов в профессии Векслер проявил неординарный талант и свое видение операторского искусства. Его мастерство проявлялось в умении выстраивать выразительную композицию кадра, передавать настроение и психологическое состояние героев через игру света и тени. В его работах сочетались лиричность и драматизм, эпический размах и тонкий психологизм.
Он сотрудничал с такими выдающимися режиссерами, как Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Никита Михалков. Его работа в фильме «Вокзал для двоих» (1982) стала образцом операторского мастерства. Кадры, снятые Векслером, поражают зрителя своей глубиной и достоверностью, передают неповторимую атмосферу картины. Не менее впечатляющие работы оператора можно увидеть в фильмах «Любовь и голуби» (1984), «Асса» (1987), «Урга – территория любви» (1991).
Детство и юность
Юрий Векслер родился в московской интеллигентной семье 22 августа 1949 года. Отец – Лев Абрамович Векслер, был талантливым писателем и сценаристом, мать – Евдокия Сергеевна Векслер, окончила два вуза – исторический и юридический. Несмотря на успехи в учёбе, мама никогда не работала по образованию.
Векслеру-младшему с раннего детства прививали любовь к искусству. В доме часто гостили поэты, артисты, музыканты. Мама играла на рояле. Посещение театров было обычным делом для всей семьи.
С 10 лет мальчик начал осваивать аккордеон в музыкальной школе. Игра на инструменте не вызывала у него восторга, но и не раздражала, он просто ходил на занятия и всё.
В школе учился хорошо, был прилежным учеником, как вначале так и в старших классах. У Юры были способности к биологии, истории. Он учился в физико-математическом классе, мечтал стать ученым. Но судьба распорядилась иначе.
Рождение и ранние годы
Юрий Векслер – выдающийся кинооператор. Прославленного мастера камеры не стало в апреле 2023 года. Биография Юрия Векслера богата яркими событиями.
24 декабря 1949 года в Ленинграде на свет появился будущий кинооператор. С ранних лет мальчик демонстрировал творческие наклонности и тягу к искусству. Однако выбор профессии он сделал не сразу.
После школы Юрий поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт. Там он изучал архитектуру и живопись. Параллельно с учебой парень увлекся фотографией. Его снимки не раз отмечались на студенческих конкурсах и выставлялись в молодежных галереях.
Школьные годы
В школьные годы Юрий Векслер был озорным и активным ребёнком. Он хорошо учился, но не был отличником. Любимыми предметами были литература, история и география. Юрий с удовольствием участвовал в школьных мероприятиях, был душой компании и всегда готов к приключениям.
С ранних лет Юрий проявлял интерес к кино и театру. Он с увлечением посещал кинотеатры и театральные постановки, а дома мог часами разыгрывать спектакли. В старших классах он даже стал участником школьного драматического кружка.
Увлечение фотографией
Среди многочисленных увлечений Юрия Векслера особое место занимала фотография. Впервые взяв в руки фотоаппарат, он с головой окунулся в этот увлекательный мир. Его работы отличались неординарным взглядом на мир, яркими красками и эмоциональностью. Через объектив Векслер запечатлевал не просто мгновения, а целые истории, передавая глубину чувств и переживаний своих героев.
Часто объектом его фотоискусства становились близкие и друзья. Супруга Светлана Крючкова, коллеги по съёмочной площадке, знаменитые актёры и режиссёры – все они с удовольствием позировали для него. В каждом портрете Векслер умел раскрыть индивидуальность человека, передать его внутренний мир и характер. Его фотографии напоминали кадры из фильмов, наполненные жизнью и эмоциями. Среди известных личностей, запечатлённых на снимках Юрия, были Инна Чурикова, Евгений Евстигнеев, Наталья Гундарева, Николай Бурляев, Екатерина Васильева, Андрей Кончаловский и многие другие. Каждая фотография – это уникальный документ эпохи, напоминание о ярких талантах и незабываемых встречах.
Кинооператора
Это волшебники, которые запечатлевают на пленку самые яркие моменты жизни. Они создают видеоряд, который мы с замиранием сердца наблюдаем на экране. Их работа подобна работе художника, создающего шедевры кисти и красок.
Сохранение мгновений, передача эмоций и создание визуального рассказа – все это подвластно кинооператору. Они не просто снимают картинку, а творят целые миры, полные жизни и смысла. В их руках рождаются те образы, которые заставляют нас сопереживать героям, погружаться в истории и видеть мир по-новому.
Начало карьеры
Юрий Векслер с юных лет мечтал о карьере в кино. Его первым опытом на съемочной площадке стала работа ассистентом оператора. Он наблюдал за работой профессионалов и впитывал знания, которые впоследствии пригодились ему в собственной работе.
В 1957 году Векслер поступил на операторский факультет ВГИКа. Учеба давалась ему легко, он был одним из лучших студентов на курсе. В качестве дипломной работы снял короткометражный фильм «Еще не поздно». Этот фильм получил высокую оценку от преподавателей и был отмечен на нескольких кинофестивалях.
Признание и успех
Талант Юрия Векслера был признан не только на родине, но и за рубежом. В 1985 году он стал лауреатом премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) за операторскую работу в фильме “Воскресный папа”.
Векслер сотрудничал с такими звездами, как Оззи осборн, “Beatles”, “Queen”, Тина Тернер, Майкл Джексон и многие другие. Его работы были отмечены многочисленными наградами, в том числе премией “Оскар” за лучшую операторскую работу в фильме “Доктор Живаго” (1965).
Достижения и награды
Юрий Векслер обладал выдающимися талантами кинооператора, многие его работы отмечались престижными наградами.
Более трёх десятилетий он сотрудничал со Светланой Крючковой, сняв её в знаковых фильмах, таких как “Родня”, “Любовь и голуби”, “Ликвидация”.
За свой вклад в отечественное киноискусство Юрий Векслер был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1985).
Его работа над фильмом “Астенический синдром” (1989) принесла ему “Нику” за лучшую операторскую работу.
За фильм “977” (2006) он получил приз за лучшую операторскую работу на XI кинофестивале “Виват, кино России!”.
В 2009 году Векслер стал лауреатом премии “Золотой Орёл” за вклад в отечественный кинематограф.
В 2012 году он был награжден Орденом Дружбы. А в 2017 году получил специальный приз “За выдающийся вклад в киноискусство” на VIII международном фестивале кино и телефильмов “Дух огня”.
Женат на Светлане Крючковой
Познакомились в 1975 году, на съемках фильма “Рожденная революцией”. Юрий был оператором, а Светлана – уже известной актрисой.
Поженились спустя два года, в 1977 году, и прожили в браке 23 года.
Крючкова не скрывает – влюбилась с первого взгляда.
Говорит, что слушала его с открытым ртом, когда он читал стихи.
А еще покорила его невероятная энергетика.
В браке родилась дочь – Александра.
Кроме совместных работ в кино, супруги часто снимались порознь.
Крючкова много времени проводила на гастролях, Векслер – на съемках.
Совместных проектов было не так уж и много.
Но во всех своих интервью Крючкова всегда признается в любви к мужу и говорит, что он – главное, что есть в ее жизни.
Пара считалась одной из самых крепких в отечественном кинематографе.
Но в 2000 году Векслер умер от сердечного приступа.
Крючкова была убита горем.
Говорит, что последние слова мужа – “Я тебя очень люблю” – она слышит каждый день.
Знакомство и свадьба
Юрий Векслер и Светлана Крючкова познакомились на съемках фильма “Жизнь и смерть Фердинанда Люса”. Между ними сразу возникла искра.
Они стали встречаться, и вскоре Юрий сделал Светлане предложение. Свадьба была сыграна в 1975 году. В браке у них родилась дочь Елена, которая стала актрисой.
Семейная жизнь
Личная жизнь Юрия Векслера всегда находилась в тени его профессиональной деятельности. О его браке со Светланой Крючковой широкой публике стало известно лишь спустя годы после его смерти. Тем не менее, их отношения оставили глубокий след в сердцах обоих актеров.
Судьба свела Юрия и Светлану на съемках фильма “Родня” в 1981 году. Вспыхнувшие между ними чувства развивались стремительно и вскоре переросли в брак. Векслер называл Крючкову “моей восточной жемчужиной” за ее яркую красоту и непростой характер.
Однако совместная жизнь двух творческих личностей оказалась непростой. У каждого из них были свои амбиции и напряженный график работы, что нередко приводило к конфликтам. К тому же, Крючкова, будучи по натуре свободолюбивой и независимой женщиной, тяжело переносила роль жены и матери.
В 1990 году, после 9 лет брака, Юрий и Светлана развелись. Они остались добрыми друзьями и продолжали поддерживать друг друга. Векслер всегда говорил, что Крючкова была для него не только женой, но и музой, вдохновлявшей его на новые творческие свершения.
Дети и внуки
У Юрия Векслера есть двое детей от разных браков: дочь Елена и сын Андрей. Елена родилась в 1960 году, Андрей – в 1970-м. Оба ребенка пошли по стопам отца, став кинооператорами.
Елена Векслер окончила ВГИК, в настоящее время работает на киностудии «Мосфильм». Она замужем и имеет двух детей: сына Сергея и дочь Александру. Сергей и Александра пока не связали свою жизнь с кинематографом, но еще не исключено, что продолжат семейную династию.