Отечественный кинематограф в XX веке подарил зрителям множество талантливых актеров и режиссеров. Виталий Мельников – яркий представитель своей эпохи в киноискусстве. Его картины отличаются талантливой игрой актеров, пронзительным сценарием, глубиной и психологичностью.
Звание заслуженного деятеля искусств Виталий Мельников получил в 1979 году. А спустя четыре года – звание народного артиста СССР.
Трогательная драма “Вы мне писали” о бездомном, политзаключенном и ветеране Афганистана в 1975 году на Международном кинофестивале в Карловых Варах разделила Большой Приз.
А в 1976 году за военную драму “Мама вышла замуж” Виталию Мельникову присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.
Сколько картин создано Виталием Мельниковым? Какие фильмы и роли, сыгранные в них, обрели наибольшую известность? От чего и когда умер один из величайших советских и российских режиссеров? Об этом и многом другом читайте в данной биографической статье.

Детство и юность Виталия Мельникова
Детство и юность будущего киноклассика прошли в атмосфере творчества и увлеченности. В возрасте шести лет он стал участником кружка художественной самодеятельности при местном Доме культуры, с которым объездил всю область.
Мельников часто читал вслух, любил ставить любительские спектакли, придумывать сценарии. Вместе с сестрой и друзьями он устраивал домашние концерты, где играл на скрипке, пел и танцевал. Еще в школьные годы посещал драмкружок. В 1945 году в город приехала съемочная группа фильма “Небесный тихоход”. Подросток решил сыграть в массовке. Режиссеру понравились его задор, обаяние и талант.
После школы Мельников поступил в Уральский политехнический институт. Перевелся в Москву, учился в Театральном училище имени Б.В. Щукина, на курсе Веры Львовой. В 1950 году восстановился в Уральском политехническом институте. Глядя на успехи сына, отец посоветовал ему поступить во ВГИК.
В Москве Мельников поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма. Во время учебы познакомился со своей будущей женой, София майлс. После окончания ВГИКа в 1957 году стал режиссером Свердловской киностудии.
Ранние годы
Виталий Мельников родился в 1928 году в Свердловске (ныне Екатеринбург) в семье инженеров. С самого детства мальчик проявлял большой интерес к творчеству и искусству. В юные годы он увлекался музыкой, чтением и любил посещать театр.
После школы Виталий поступил в Уральский государственный технический университет на факультет теплоэнергетики. Однако вскоре он осознал, что его призвание лежит в другой области. В 1948 году он оставил технический вуз и поступил во ВГИК на режиссерский факультет, где учился на курсе у великого режиссера Игоря Савченко.
Учеба в институте
Поступает в Ленинградский политехнический институт, но вскоре решает посвятить себя театру и кинематографу. Посещает лекции в ЛГИТМиКе, занимается в театральных кружках и студиях.
В 1958 году Мельников становится студентом ВГИКа, где учится на режиссерском факультете в мастерской Игоря Таланкина и Сергея Герасимова.
Его однокурсниками становятся будущие мэтры отечественного кино: Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Вадим Абдрашитов. Студенческие годы становятся временем творческих поисков и экспериментов.
Творческий путь Виталия Мельникова
Виталий Мельников – советский и российский режиссер театра и кино, известный своими пронзительными и глубокими картинами. Его творческое наследие насчитывает более 30 фильмов, каждый из которых стал ярким событием в киноискусстве.
В начале своей карьеры Мельников работал журналистом, что позволило ему развить наблюдательность и умение вычленять из потока жизни значимые и трогательные истории. Его талант проявился уже в первых режиссерских работах – документальных лентах “Мы с Вуоксы” и “Репортаж с переднего края”. Однако настоящую известность режиссеру принес выход в 1975 году фильма “Старший сын”, ставшего классикой советского кино и покорившего сердца миллионов зрителей.
Первые фильмы
В фильмографии Виталия Мельникова ранние работы занимают особое место. Они демонстрируют становление его режиссерского почерка и поиск собственного стиля.
Свой путь в кинематографе Мельников начал в 1963 году с короткометражного фильма “Семеро”, который был снят по мотивам рассказов Виктора Пелевина. В этой ленте уже проявились черты, характерные для всего его дальнейшего творчества: внимание к внутреннему миру человека, стремление раскрыть психологическую глубину персонажей и социальные противоречия времени.
Расцвет карьеры
Настоящая слава пришла к Виталию Мельникову в 1976 году после выхода “Старшего сына”. За фильм режиссёру дали Госпремию СССР. Следующая работа “Двадцать дней без войны” получила искренние и восторженные отзывы у зрителей и критиков, за нее Мельников был удостоен премии “За лучшую режиссуру” на МКФ в Сан-Себастьяне.
Яркие и выразительные образы, тонкий психологизм, глубокие жизненные ситуации – фирменный стиль Мельникова, который пришелся по душе многомиллионной аудитории. У режиссера сложилась узнаваемая манера повествования – неторопливо, аккуратно и вдумчиво, которая погружает зрителя в захватывающую атмосферу его фильмов.
Поздние работы
В последние годы Виталий Мельников снял ряд фильмов, которые не снискали большой популярности, но стали заметными в его творчестве. Из этих работ следует отметить фильм “Выхожу тебя искать” (1993), снятый по пьесе В.Астафьева, и “Царевич Алексей” (1997) – драматическую историю о трагической судьбе сына Петра Великого.
Отдельного внимания заслуживает драма “Первые на Луне” (2005), где Мельников обратился к теме освоения космоса. Фильм рассказывает о жизни космонавтов в недалеком будущем и исследует психологические и философские аспекты покорения космоса. Несмотря на смешанные отзывы критиков, “Первые на Луне” была номинирована на премию “Ника” за лучший сценарий.
Личная жизнь Виталия Мельникова
Личная жизнь Виталия Мельникова заслуживает не меньшего внимания. Мало того, что Мельников был прекрасным режиссером, он был еще и замечательным человеком – добрым, отзывчивым, любящим.
Жена Галина стала его главной опорой и музой. Они прожили долгую и счастливую жизнь в любви и согласии. Мельников не был замечен в каких-либо скандалах или интрижках. Он всецело был предан своей семье и профессии.
Брак и дети
Виталий Мельников был дважды женат. Первой супругой стала Людмила Милещенкова. Брак, заключенный в 1954 году, был недолгим, распался спустя два года, а Людмила переехала в другой город.
Второй раз режиссер женился в 1958 году на актрисе Изольде Извицкой. Эта женщина была ему близка не только по духу, но и приносила успех в профессии, так как часто играла главные роли в его фильмах.
Единственный сын Виталия Мельникова, Андрей, родился в 1959 году. Он пошел по стопам отца, окончил ВГИК и стал режиссером. Изольда Извицкая и Андрей Мельников стали для Виталия самым дорогим, что есть в жизни.
Увлечения и хобби
Увлечений и хобби у Виталия Мельникова было много – страсть его натуры требовала постоянного движения и в творчестве, и в жизни.
Долгое время режиссер коллекционировал марки, выписывал специальные журналы, вырезал и хранил редкие экземпляры. Мог часами просиживать над каталогами, изучая все до мельчайших подробностей. Его собирательная страсть касалась не только марок, но и книг. В его библиотеке были собраны редкие издания по истории, философии, русскому и зарубежному кино.
Он увлекался рисованием, иногда даже делал небольшие наброски, которые хранил в своем рабочем столе. Не менее увлекался съемкой, мог фотографировать всюду и всегда. В его объектив попадали друзья, коллеги, прохожие и родные люди. Но самой страстной его любовью было кино и все, что с ним связано. Он посещал множество кинофестивалей, внимательно следил за новинками кинопроизводства, интересовался трудами теоретиков кино. Виталий Мельников как-то заметил, что жизнь без кино для него невозможна, что кино для него – не просто работа, а нечто большее.
Благотворительность
Редкий человек не испытывает некоего чувства сострадания к менее удачливым. Режиссер Виталий Мельников, известный своими трогательными и пронзительными фильмами, обладал особым даром сопереживания.
Он не просто вкладывал душу в свое творчество, но и активно помогал людям в реальной жизни. Мельников не афишировал свою благотворительную деятельность, считая, что добрые дела должны совершаться от чистого сердца, а не ради славы.
Поддержка молодых дарований
Мельников был убежден, что будущее кино за молодыми режиссерами. Он охотно делился своим опытом с начинающими кинематографистами, поддерживая их проекты и вселяя в них веру в свои силы.
Одной из самых ярких его учениц стала режиссер Авдотья Смирнова. Именно благодаря Мельникову она получила свой первый опыт работы в кино и впоследствии стала одним из самых известных современных российских режиссеров.
Помощь нуждающимся
Благотворительность Мельникова не ограничивалась поддержкой молодых талантов. Он также оказывал помощь нуждающимся людям: малоимущим, больным и тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию.
Мельников не просто жертвовал деньги на благотворительность, но и лично участвовал во многих социальных проектах. Он посещал детские дома и больницы, дарил подарки и оказывал моральную поддержку тем, кто в ней нуждался.
Смерть Виталия Мельникова
Жизнь режиссера, подарившего зрителям такие шедевры, как “Старший сын” и “Начальник Чукотки”, оборвалась 21 марта 2022 года.
Виталий Вячеславович скончался в возрасте 93 лет в Санкт-Петербурге, где и прожил большую часть своей жизни
Причиной смерти стала продолжительная болезнь, с которой режиссер мужественно боролся последние годы.
Мельников оставил неизгладимый след в советском и российском кинематографе, подарив зрителям множество трогательных и запоминающихся фильмов, которые по сей день пользуются большой любовью.Он навсегда останется в памяти как один из самых талантливых и ярких отечественных режиссеров, создавший настоящие шедевры, покорившие сердца миллионов
Причина смерти
Уход из жизни Виталия Мельникова стал настоящим ударом для мира искусства и почитателей его таланта. Вечер 21 марта 2022 года оборвал жизненный путь гениального режиссера.
Уже на следующий день основная версия причины смерти была озвучена в СМИ. Виталий Мельников скончался от последствий коронавирусной инфекции. Длительное время режиссер боролся с тяжелым заболеванием. Но, несмотря на усилия медиков, его жизненные силы были истощены.
Незадолго до трагических событий Виталий Вячеславович отметил свое 93-летие. И родные, и коллеги отмечали его небывалое желание жить и творить. К сожалению, болезнь оказалась сильнее.
Реакция общественности
В среде кинематографистов, критиков и зрителей работы Виталия Мельникова вызывали самые разные отклики. Отмечали его умение находить ярких актеров, создавать неповторимую атмосферу, а также нестандартный подход к интерпретации литературных произведений.
И если в целом его творчество оценивалось высоко, то конкретные картины иногда становились предметом споров и неоднозначных мнений. Например, фильм “Старший сын” вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и критиков. Некоторые высоко оценили его психологизм и душевность, другие увидели в нем идеализацию и сглаживание острых углов социальной драмы Вампилова.
Картина “Царская охота” стала поводом для обвинений в чрезмерной натуралистичности и вольной трактовке исторических фактов. Однако при этом фильм получил высокую оценку кинокритиков и был удостоен приза Венецианского кинофестиваля.