Нина Русланова – талантливая советская и российская актриса. Заслуженная артистка РСФСР, народная артистка России. Звезда советского кинематографа. Благодаря своей яркой и харизматичной игре Нина Русланова стала кумиром миллионов зрителей.
На счету актрисы более ста ролей в кино и на телевидении. Она воплотила на экране множество запоминающихся образов. Среди ее самых известных работ – роли в фильмах “Афоня”, “Москва слезам не верит”, “Зимняя вишня”, “Цыгане”, “Интердевочка”.
Нина Русланова обладала особой способностью – она могла одинаково убедительно играть как драматические, так и комедийные роли. Ее героини были яркими, самобытными и узнаваемыми. Благодаря своему самоотверженному служению искусству Нина Русланова стала одной из самых любимых и популярных актрис отечественного кино.
Нина Русланова: жизнь на сцене и за кулисами
Нина Ивановна Русланова – это удивительная актриса, которая прожила яркую жизнь, полную взлетов и падений.
Её преданность своему делу, невероятный талант и сила духа стали примером для многих начинающих актеров. Она смогла создать на сцене множество неповторимых образов, которые запомнились зрителям на долгие годы.
#Путь к славе
С самого детства Нина Русланова мечтала стать актрисой. Она родилась в 1945 году в селе Богдановка Харьковской области, в семье простых колхозников. В юные годы Русланова отправилась в Москву, чтобы поступить в Школу-студию МХАТ.
Несмотря на отсутствие актерского образования, она смогла пройти вступительные экзамены и стать студенткой. В 1969 году состоялся дебют Руслановой в кино – она сыграла эпизодическую роль в фильме “У озера”.
#Звездные роли
Первой крупной ролью в карьере Нины Руслановой стала Ольга в фильме “Не стреляйте в белых лебедей” (1980). За эту работу актриса была удостоена Государственной премии СССР.
Но настоящая слава пришла к ней после съемок в фильме “Мой друг Иван Лапшин” (1984). Русланова сыграла в нем главную женскую роль – Людмилу. Этот фильм стал одним из самых известных в карьере актрисы, а её блестящая игра была отмечена премией “Ника”.
В дальнейшем Нина Русланова снялась еще во многих фильмах, среди которых: “Кин-дза-дза!” (1986), “Интердевочка” (1989), “Не бойся, я с тобой!” (1981).
#Личная жизнь
Личная жизнь Нины Руслановой была не менее насыщенной, чем ее творчество. Она была замужем трижды. Первый брак с Геннадием Рудаковым был недолгим. Второй муж актрисы, режиссер Марк Генин, трагически погиб в 1993 году.
В 1999 году Русланова вышла замуж за актера Олега Ефремова. Они прожили вместе до смерти Ефремова в 2000 году.
У Нины Руслановой есть дочь Олеся. Она тоже стала актрисой и пошла по стопам матери.
#Уход из жизни
Нина Русланова скончалась 21 ноября 2021 года в возрасте 75 лет. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. Актриса была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
Несмотря на то, что Нины Ивановны Руслановой больше нет с нами, ее талант и вклад в отечественный кинематограф никогда не будут забыты. Её фильмы и роли останутся в сердцах зрителей на долгие годы.
Жизнь и творчество актрисы
Жизнь и творчество актрисы Нины Руслановой – захватывающее и трагическое путешествие. Она прожила бурную жизнь, полную взлетов и падений.
Родившись в бедной семье, Русланова начала свой актерский путь в провинциальном театре.
Но слава обрушилась на нее после роли Софьи в фильме “Афоня”.
ее героиня, простая и сильная женщина, стала символом поколения.
Однако карьера актрисы не всегда была безоблачной.
Бурный темперамент и непростой характер часто становились причиной конфликтов и недопонимания.
Кроме того, в последние годы жизни Нину Русланову преследовали проблемы со здоровьем.
Но, несмотря на все невзгоды, она продолжала сниматься, оставляя на экране незабываемые образы.
После ухода актрисы из жизни ее талант и сила духа остались источником вдохновения для коллег и зрителей.
Детство и юность
Вдали от шума мегаполиса, в живописном селе Хмелевка, что на Украине, в семье рабочих 5 декабря 1945 года родилась будущая знаменитая актриса Нина Русланова. С ранних лет девочке прививали любовь к труду и искусству. Семья Руслановой часто принимала участие в самодеятельности. Младшая Нина вместе со своей сестрой Раей не пропускали ни одного выступления. Прирожденный талант девочки проявился уже в юном возрасте. В школьные годы она была завсегдатаем театрального кружка и мечтала связать свою жизнь со сценой.
В пятнадцатилетнем возрасте Нина переехала в Киев, где поступила в Киевский театральный институт. Здесь она постигала азы актерского мастерства под руководством выдающегося педагога Валентины Ивашовой. Способности Руслановой быстро заметили. Спустя три года учебы она получила приглашение в один из столичных театров. В 1965 году Нина успешно окончила театральный институт и начала свою профессиональную карьеру.
Творческий путь
Дебютировав в фильме “Доживем до понедельника”, Русланова сразу же привлекла внимание своей тонкой психологической игрой. Каждая ее роль была событием, поскольку Нина подходила к работе с особой тщательностью и щепетильностью, исследуя глубины характеров своих героинь. Она играла женщин сильных, сложных, порой противоречивых, но всегда вызывающих уважение и сочувствие.
Не менее ярким было амплуа комедийных героинь, которые принесли Руслановой огромную популярность. В картинах “Афоня”, “Не стреляйте в белых лебедей”, “Курьер” она создала незабываемые образы провинциальных женщин, полных житейской мудрости и задора. Ее персонажи получались такими достоверными и узнаваемыми, что зрители видели в них своих соседей, знакомых и близких людей.
Трагические роли также стали важным этапом творческого пути Нины Руслановой. В таких фильмах, как “Завтра была война”, “Макаров”, “Барак” она показала себя великолепной драматической актрисой, способной передать всю глубину человеческих страданий и потерь.
Одной из особенностей творческого пути Руслановой была ее способность к перевоплощениям. Она одинаково убедительно играла как женщин средних лет, так и пожилых персонажей, умело передавая особенности возраста и характера. Ярким примером этого является роль бабушки Зины в фильме “Похороните меня за плинтусом”, за которую актриса получила премию “Ника”.
За свою многолетнюю карьеру Нина Русланова сотрудничала с выдающимися режиссерами, среди которых:
Она неизменно пользовалась огромным уважением у коллег и считалась одной из самых профессиональных и талантливых актрис своего времени. |
Несмотря на невероятную популярность и признание, Нина Русланова всегда оставалась скромным и трудолюбивым человеком, полностью посвятившим свою жизнь любимой профессии. Примером ее творческой преданности является фильм “Кино про кино”, в котором она не только сыграла одну из главных ролей, но и выступила в качестве соавтора сценария. Эта лента стала данью уважения кинематографу, который был для Руслановой неотъемлемой частью жизни.
Творчество Нины Руслановой оказало огромное влияние на развитие российского кинематографа. Ее яркие и незабываемые персонажи навсегда вошли в историю отечественного кино, а сама актриса стала символом настоящего артистизма и преданности искусству.
Прощание с театром
Годы, посвящённые сцене, полны взлётов, падений, потрясений, но наступает момент, когда занавес опускается в последний раз.
Русланова ушла из театра за два года до смерти. В интервью Игорь Верник актриса призналась, что у неё закончился актёрский ресурс.
«Я играла в спектакле, держась за кулисы. Ничем не могла пошевелить, кроме рук. Возраст, физическое состояние не позволяют быть на сцене». И она покинула подмостки.
Решение было дано ей непросто. Театр был смыслом её жизни, но она умела расставаться с прошлым. Всю себя Нина Ивановна отдавала семье.
Личная жизнь
Личная жизнь Нины Руслановой была такой же насыщенной, как и ее творческая. Она была замужем четыре раза, и каждый из ее браков был по-своему уникальным.
В 1967 году она вышла замуж за актера Бурляева Николая, и вскоре у них родилась дочь Олеся.
Роль Нины в фильме «Мой друг Иван Лапшин» | Звание «Заслуженной артистки РСФСР» |
1984 год | 1982 год |
Но этот брак оказался недолгим, и в 1970 году они развелись.
В 1970 году Русланова вышла замуж за оператора-постановщика Хейфица Дмитрия, и с ним она прожила до 1978 года.
В 1979 году она связала свою жизнь с композитором Владимиром Молчановым, и в этом браке она обрела настоящее счастье. Они прожили вместе до самой смерти Молчанова в 2012 году.
В последние годы жизни Русланова страдала от болезни Альцгеймера, но она продолжала работать и участвовать в съемках. Она умерла 21 ноября 2021 года на 76-м году жизни, оставив после себя богатую творческую и личную историю.
Брак и развод
Личная жизнь Нины Руслановой была непростой. Ее первый брак с режиссером-документалистом Геннадием Шпаликовым распался из-за его пристрастия к алкоголю и неверности.
Русланова встретила свою вторую любовь, композитора Анатолия Хоботко, на съемках фильма “Афоня”. Они прожили вместе восемь лет, но затем их брак начал рушиться. Хоботко, который долгое время страдал от тяжелой болезни, ушел из жизни в 2002 году.
Внуки и правнуки
Несмотря на свои семейные неудачи, Нина Русланова была любящей бабушкой и прабабушкой. Ее внуки и правнуки всегда занимали важное место в ее жизни и приносили ей огромное счастье.
У Нины Руслановой было две внучки – Анастасия и Елена. Анастасия родилась в браке с актером Виктором Гординым, а Елена – от второго брака с художником Константином Токарским. Обе внучки пошли по стопам своей бабушки и выбрали для себя актерскую профессию. Анастасия окончила Театральный институт имени Щукина, а Елена – Щукинское театральное училище. Обе внучки успешно играют в театре и кино, продолжая актерскую династию Руслановых.
Фотографии актрисы
Увидеть Нину Русланову в разные периоды жизни можно на многочисленных фотографиях. Они запечатлели актрису в различные моменты ее карьеры и жизни.
Юная Нина пленяет своей лучезарной улыбкой и открытым взглядом.
С возрастом в ней проявляется сильный характер.
На фотографиях из фильмов она перевоплощается в разных героинь
Запечатлены также эпизоды из личной жизни Руслановой: трогательные моменты с дочерью Олесей и мужем Виктором. Особую ценность представляют редкие кадры, где актриса запечатлена в кругу коллег и друзей.
Архивные снимки
Они запечатлели моменты жизни знаменитости, которых больше не вернуть.
Эти кадры бесценны, ведь они позволяют нам взглянуть на Нину Русланову через объективы современников. Фотографы сумели запечатлеть ее во время съемок, интервью и других знаковых событий.
Великолепные черно-белые портреты, сделанные в далекие годы, передают дух эпохи и раскрывают личность артистки.
Еще одним выдающимся фотографом, снимавшим Нину Русланову, была Энни Лейбовиц. Ее провокационные портреты, в том числе и знаменитый снимок актрисы с обнаженной грудью, вызвали широкий резонанс и по сей день считаются классикой фотоискусства.
Кадры из фильмов
Нина Русланова снялась во множестве запоминающихся фильмов. Ее героини были разные: сильные и слабые, добрые и злые, но все они вызывали яркие эмоции у зрителей.
В фильме “Мой друг Иван Лапшин” Нина Русланова сыграла одну из своих лучших ролей. Ее героиня, мать главного героя, сильная и волевая женщина, которая готова на все ради своего сына. В фильме “Завтра была война” она исполнила роль учительницы литературы, которая пытается защитить своих учеников от ужасов войны.
В картине “Афоня” она блестяще сыграла Любу, сварливую и недовольную жизнью жену главного героя. В “Зимней вишне” ей досталась роль заботливой матери, которая глубоко переживает за судьбу дочери. А в фильме “Тени исчезают в полдень” она создала образ сильной и мужественной женщины, которая не боится противостоять врагам.
Образы в театре
Талант Нины Руслановой проявился не только в кинематографе, но и на театральных подмостках. Ее героини были яркими, запоминающимися, глубоко прочувствованными. От эксцентричных особ до трагических персонажей – диапазон актрисы был необычайно широк.
В спектаклях МХАТа Русланова воплощала крестьянских женщин и характерных пожилых дам. В “Бронепоезде 14-69” ее Маринка была полна жизнелюбия и силы. В “Поминальной молитве” она трогательно и проникновенно играла Голду, жену главного героя.
На сцене “Ленкома” Нина Русланова создала ряд ярких образов, навсегда вошедших в историю театра.
В пьесе “Юнона и Авось” она перевоплотилась в Кончиту, испанскую женщину, пережившую бурю чувств и драматичную судьбу. В “Тартюфе” ее Дорина была воплощением острого ума и лукавства.
В спектаклях театра “Сатирикон” Русланова проявляла свой комедийный талант.
В постановке “Трехгрошовая опера” она играла миссис Пичем, эксцентричную и властную хозяйку публичного дома. В пьесе “Маленькие комедии” ее героиня, миссис Паркер, поражала зрителей своей непосредственностью и эксцентричностью.
Роли в театре для Нины Руслановой были не просто работой. Это была возможность полностью погрузиться в иной мир, прожить жизнь другой женщины, испытать ее чувства и эмоции. Зрители и критики единогласно признавали ее несравненный талант перевоплощения, благодаря которому героини актрисы становились живыми и запоминающимися.