Его имя навеки вписано в историю Русской Православной Церкви. Он был выдающимся иерархом, реформатором и борцом за чистоту веры. Его жизнь была полна трудностей и лишений, но он всегда оставался верен своим принципам и убеждениям. Кто же он, Митрополит Филипп I?
Его мирское имя было Федор Степанович Колычев. Он родился в знатной боярской семье в 1507 году. С юных лет он отличался благочестием и тягой к знаниям. В 1537 году он был пострижен в монахи Соловецкого монастыря, а в 1546 году рукоположен во игумена.
В 1566 году Федор Колычев был избран на Московскую кафедру и принял имя Филипп.
Детство и молодость Митрополита Филиппа I
Судьба русского подвижника Митрополита Филиппа I была наполнена испытаниями и невзгодами. Его путь к величию начинался в далеком XVI веке с самого рождения.
Детство Филиппа прошло в знатной боярской семье Колычевых. Точная дата его рождения неизвестна, но исследователи предполагают, что это могло произойти между 1507 и 1516 годами. Мальчик получил прекрасное образование, изучал науки и языки. Он обладал острым умом и твердым характером, которые проявились еще в юном возрасте.
Служба при дворе
В зрелом возрасте Филипп отправился в Москву, где поступил на службу при дворе великого князя Василия III. Его таланты и рвение быстро заметили, и он стал доверенным лицом правителя. Филипп участвовал во многих важных государственных делах, его мнение ценилось и уважалось. Но судьбоносным для него стало знакомство с молодым князем Иваном, будущим Иваном Грозным.
Происхождение и родные
О происхождении митрополита Филиппа I известно не так много. Он походил из старинного и знатного боярского рода Колычевых. Отец его, Стефан, был окольничим во времена Иоанна III и Василия III. Служил Стефан воеводой в Путивле, Нарве и Новгороде.
О матери Филиппа известно меньше. Единственное упоминание о ней содержится в приписке к Прологу 1525 года, опубликованной архимандритом Леонидом: “Сию книгу владыка Феодосий купил в 7059 (1551) г. по материнской духовной и дал 700 денег, положил в великую церковь”.
Сведений о родных братьях Филиппа также сохранилось очень мало. Известно, что у митрополита был младший брат Роман, который в 1562 году принял схиму с именем Герасим. О других братьях, равно как и о сестрах Филиппа, у историков данных нет.
Образование и юность
Судьбоносными для будущего Московского Митрополита событиями стали раннее обучение и годы наместничества. Его происхождение и юность, скрытые от нас тленом веков, историки все-таки смогли частично реконструировать.
По обычаям того времени отпрыски знатного рода получали домашнее обучение, постигая грамоту церковнославянского языка, канон Писания, жития святых и зачастую греческий язык. Федор был любознательным отроком и, конечно, тоже получил заботливое домашнее воспитание.
Получив необходимые знания, молодой Федор около 1547 года принял постриг с именем Филипп в Соловецком монастыре. Там он посвятил себя молитве, изучению духовной литературы, исполнял различные послушания. В монастыре Филипп проявлял прилежность и усердие, за что быстро заслужил расположение игумена Ионы. Именно Иона повлиял на решение Филиппа оставить Соловецкий монастырь и отправиться наместником в Троице-Сергиев монастырь.
В Троице-Сергиевой обители Филипп проявил себя как талантливый администратор и духовный наставник. Он заботился о благоустройстве и финансовом положении монастыря, много проповедовал и совершал богослужения. Филиппа почитали как мудрого и добродетельного священнослужителя, и когда в 1566 году скончался митрополит Афанасий, кандидатура Филиппа рассматривалась как наиболее подходящая для Московского престола.
В 1566 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялась хиротония Филиппа во митрополита Московского и всея Руси. С этого момента началось его непростое служение на посту предстоятеля Русской Православной Церкви.
Служение в Великом Новгороде
Митрополит Филипп I – фигура значимая и неоднозначная. Эльмира Калимуллина в своей статье подробно рассматривает основные вехи его жизненного пути. Важным этапом в служении святого стало время, проведенное им в Великом Новгороде.
В 1549 году Филипп был поставлен игуменом Соловецкого монастыря, а через три года – архиепископом Новгородским и Псковским. В Новгороде он энергично взялся за укрепление церковной дисциплины, просвещение паствы и борьбу с ересями. Филипп основал несколько монастырей, в том числе Антониев на берегу Волхова и Троице-Сергиев на реке Веряже. Он также восстановил разрушенный в пожаре Софийский собор и построил новый архиерейский дом.
Митрополит Филипп I
Почитаемый как святой, Филипп I был Московским митрополитом с 1566 по 1568 год. Его правление было отмечено противостоянием с царем Иваном Грозным.
В миру Федор Степанович Колычев, будущий митрополит Филипп, родился в боярской семье в конце XV века. Обучался в монастыре, где встал на путь монашества. На протяжении многих лет проживал вдали от мирской суеты. Отличался аскетичностью, высокой нравственностью.
Возведенный на митрополитскую кафедру в 1566 году, Филипп сразу же вступил в конфронтацию с царем. Он обличал жестокость Ивана Грозного, выступал против его политики опричнины. Царь был взбешен такой дерзостью, неоднократно грозя Филиппу расправой. Митрополит оставался непреклонен в своей позиции.
В 1568 году, во время литургии в Успенском соборе, Филипп был насильно изгнан из храма опричниками. Вскоре после этого его отправили в ссылку в тверской Отроч монастырь. Через полгода, в 1569 году, митрополита Филиппа убили по приказу царя.
Смерть святого потрясла многих в России. Он был канонизирован Русской православной церковью в 1652 году. Его мощи покоятся в Успенском соборе Московского Кремля.
Наследие Филиппа I
Митрополит Филипп I остался в истории как один из самых стойких и принципиальных защитников православной веры и нравственности. Его неприятие политики опричнины и обличение жестокости Ивана Грозного послужили примером мужества и стойкости другим священнослужителям.
Святой Филипп – один из самых почитаемых в России святых. Его называют покровителем Москвы, его имя носят многочисленные храмы и монастыри. Фигура Филиппа была увековечена в литературе и искусстве. Его образ нашел отражение в произведениях таких писателей, как Геннадий шпаликов, Николай Лесков и Александр Пушкин.
Избрание на патриарший престол
В 1566 году Иван Грозный созвал церковный собор, на котором было решено учредить патриаршество в Москве. Это был поворотный момент в истории Русской православной церкви, который навсегда изменил ее отношения с государством и константинопольским патриархом.
В то время митрополит Филипп управлял Соловецким монастырем и славился своим благочестием, мудростью и независимым характером. Иван Грозный предложил ему стать первым московским патриархом, и, несмотря на свою нежелание покидать монастырь, Филипп смиренно принял это предложение.
Избрание Филиппа на патриарший престол вызвало смешанные чувства среди духовенства и мирян. Не все были довольны его независимостью от царя, в то время как другие ценили его духовную силу и веру.
Реформы и преобразования
Митрополит Филипп I был сосредоточен на укреплении и обновлении Русской православной церкви, и его обширные реформы стали его определяющим вкладом в историю церкви.
Эти реформы охватили все части церковной жизни, включая богослужение, образование, администрацию и дисциплину.
Богослужение
Филипп ввел в богослужение ряд изменений, в том числе унификацию литургических книг и введение нового порядка пения.
Эти реформы были направлены на повышение благоговения и сосредоточенности во время богослужений, а также на укрепление единства среди духовенства.
Филипп также уделил большое внимание образованию, стремясь повысить уровень знаний среди духовенства и мирян.
Образование
Он основал несколько новых школ и ввел обязательное обучение для всех священников. Это помогло создать более образованное и квалифицированное духовенство.
Кроме того, Филипп предпринял шаги по укреплению церковной дисциплины и сокращению коррупции, уделяя особое внимание искоренению таких практик, как симония и взяточничество.
Администрация и Дисциплина
Он также пересмотрел систему церковного управления, создав новую сеть епархий и назначив епископов для управления каждой из них.
Эти реформы были направлены на создание более эффективной и подотчетной церковной структуры.
Реформы Филиппа I имели далеко идущее влияние на развитие Русской православной церкви и помогли укрепить ее как ведущий институт в обществе.
Конфликт с Иваном Грозным
Противостояние митрополита Филиппа с царем Иваном Грозным стало одной из самых острых политических коллизий в русской истории.
Филипп, известный своей праведностью и независимостью, нередко выступал против жестокой политики царя.
Первым поводом для конфликта послужило учреждение опричнины в 1565 году.
Филипп осудил опричные расправы и назвал их “отступлением от истинной веры”.
Он открыто заявил, что не благословит царя на эту меру.
Опали и тюремное заключение
Гнев царя был ужасен.
Он отлучил митрополита от церкви и сослал его в Отроч монастырь под Тверью.
Филипп не склонился перед царем даже в ссылке.
Когда Иван Грозный требовал от него поддержки своей политики, он отказывался.
За это его вновь подвергли опале и заключили в темницу Тверского Отроча монастыря.
Гибель митрополита
Иван Грозный понимал, что Филипп не покорится его воле.
По его приказу 23 декабря 1569 года в келью митрополита ворвался палач Малюта Скуратов с двумя опричниками.
Они задушили Филиппа подушками, а потом сбросили его тело в Волгу.
Ночью труп святителя чудесным образом всплыл.
Монахи Отроча монастыря, которые поначалу испугались хоронить тело убитого митрополита, предали его земле с полагающимися почестями.
Противник опричнины
Филипп I не был сторонником жестокой политики Ивана Грозного. Он выступал против произвола и злоупотреблений опричников. Митрополит считал, что царь превысил свои полномочия и нарушил божественные законы.
Филипп I неоднократно пытался вразумить Ивана Грозного, однако царь оставался глух к его уговорам. Тогда митрополит открыто осудил опричнину с церковного амвона. Он призвал людей не повиноваться царским указам, нарушающим общественную гармонию.
Обвинения и арест
Митрополит Филипп I не допускал малейших компромиссов с царем и властью, из-за чего быстро навлек на себя гнев Иоанна Грозного. В сложных условиях опричнины, когда православное духовенство было вынуждено либо подчиняться царю, либо подвергаться преследованиям и мученической смерти, Филипп I выбрал бескомпромиссную позицию.
Царь обвинил своего бывшего крестного отца в клевете на него, в неблагодарности, в распространении оскорбительных слухов и в пособничестве королю Сигизмунду II Августу, с которым тогда находилась в состоянии войны Россия. Иоанн Грозный видел в этом не только личную обиду, но и политическую угрозу.
Казнь и смерть
Противление московского митрополита Филиппа I самодержавной власти царя Ивана Грозного привело к его гибели. Озлобленный гнев правителя обрушился на святителя.
Причины казни
Причиной казни Филиппа стало его открытое осуждение опричнины, введенной Иваном Грозным. Святитель обличал царя за жестокость и кровопролитие, творящиеся в стране. Также причиной опалы послужили нелестные отзывы митрополита о личной жизни монарха и его новом браке. Филипп отказался благословить царя на этот брак и отлучил его от церкви.
Иван Грозный приговорил митрополита Филиппа к тюремному заключению. Два с половиной года святитель провел в заточении в одном из монастырей. За это время царь предпринимал попытки склонить Филиппа к послушанию, но тот остался непреклонен.
Казнь
В ноябре 1569 года состоялся суд над митрополитом. Церковный собор лишил его сана и передал в руки светских властей. Царь Иван Грозный приказал задушить Филиппа в его келье. 23 декабря 1569 года приговор был приведен в исполнение. Филипп принял мученическую смерть, проявив смирение и прощение своим палачам.
Наследие Митрополита Филиппа I
Митрополит Филипп оставил после себя богатое духовное и культурное наследие. Он стал символом борьбы за правду и справедливость, его идеи оказали огромное влияние на развитие русского православия и формирование национального самосознания.
Духовное наследие
Главным достижением митрополита Филиппа стало его вклад в укрепление церковной дисциплины.Он боролся с коррупцией среди духовенства, выступал против вмешательства светской власти в церковные дела.Филипп прославился своей принципиальностью и независимостью от опричнины.Он стал первым русским святым, канонизированным в лике мучеников.
Культурное наследие
Митрополит Филипп также был известным книжником и покровителем церковной архитектуры.
Он организовал переписывание и распространение богослужебных книг, внес вклад в развитие церковного иконописания.
Собор/монастырь | Дата основания |
---|---|
Успенский собор Московского Кремля | 1479 |
Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) | 1561 |
Симонов монастырь | 1370 |
Новодевичий монастырь | 1524 |
Наследие митрополита Филиппа I продолжает жить в Русской православной церкви. Он является одним из самых почитаемых святых, его имя носят многие храмы и монастыри. Идеи Филиппа о церковной дисциплине и независимости от светской власти остаются актуальными и в наши дни.
Канонизация и почитание
Святой Филипп Московский был признан святым Русской православной церковью в 1652 году. Его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В настоящее время они хранятся в раке в юго-западном углу собора.
Филипп Московский особо почитается в Православной Церкви. Его память отмечается 3 июля по юлианскому календарю. Иконографическим атрибутом Святителя является омофор с вышитыми на нем ангелами.
Икона Святого Филиппа Московского с житием входит в состав праздничного ряда иконостаса Дивного монастыря в городе Вятке. В мозаике на фасаде Храма Христа Спасителя в Москве митрополит Филипп изображен вместе с другими святыми, прославившимися своим благочестием и подвижничеством.
Митрополит Филипп Московский и всея Руси – пример мужества, веры и преданности своему делу. Его жизнь и подвиг служат источником вдохновения и примером для всех православных верующих.