Помимо приятной внешности и невероятного таланта эта женщина обладала сильным характером, который помог ей добиться небывалых высот в авиации.
Жизненные испытания, успехи и личные драмы – все это переплетено в биографии первой советской женщиной-авиатора.
Марина Раскова – ее имя известно многим любителям авиации, и, прочитав биографию этой женщины, вы поймете почему.
Детство и юность
Будущая летчица родилась 28 марта 1912 года в Москве, в артистической семье. С ранних лет она проявила интерес к точным наукам и технике.
После окончания средней школы Марина поступила в Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева.
Однако любовь к небу оказалась сильнее, и Раскова перешла в 1-ю Московскую объединенную школу Гражданского воздушного флота.
В 1935 году она окончила школу и стала летчицей.
В 1937 году Марина Раскова вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко совершила беспосадочный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток, поставив мировой рекорд дальности полета среди женщин.
Марина Раскова: Первая женщина-лётчик
Марина Раскова вошла в историю как выдающаяся лётчица, ставшая первой женщиной-лётчиком СССР. Её жизнь и достижения вдохновляли поколения женщин, стремящихся к покорению неба.
Родившись в Москве в 1912 году, Раскова увлеклась авиацией в юном возрасте. Она получила образование в Институте инженеров гражданского воздушного флота, где познакомилась с лётчиками, ставшими её наставниками и товарищами.
В 1936 году Раскова установила женский мировой рекорд дальности полёта без посадки, что привлекло к ней внимание советского руководства. Её талант и стремление проложили путь для формирования первого женского авиационного полка, который она возглавила.
Во время Великой Отечественной войны полк Расковой совершил множество боевых вылетов, выполняя бомбардировки и разведывательные миссии. Они сражались бок о бок с мужчинами-лётчиками, доказывая, что женщины не уступают в мужестве и профессионализме.
Детство и юность
Жизнь Марины Расковой, прославленной летчицы, началась в небогатой семье в Москве. В юные годы она увлекалась небом и зачитывалась книгами о выдающихся летчиках.
Отец Марины был инженером-химиком, а мать – учительницей музыки. Детство девочки прошло в атмосфере любви и заботы. С раннего возраста она проявляла интерес к естественным наукам и инженерии.
В 1918 году, когда Марине было всего 10 лет, ее отца мобилизовали в Красную армию. Он погиб на фронте во время Гражданской войны. После смерти отца семья испытала тяжелые времена, Марина рано повзрослела и стала помогать матери.
Несмотря на трудности, Марина не оставила свои мечты о небе. Она окончила школу с отличием и поступила в Ивановский индустриальный институт. Параллельно с учебой она посещала аэроклуб и совершала первые полеты.
В 1931 году Марина перевелась в Ленинградский институт инженеров гражданской авиации. Там она прошла курс обучения на летчика-инженера и получила квалификацию пилота.
Путь к авиации
Страсть к небу Марина Раскова обрела не сразу. Ее путь к авиации был полон сомнений, проб и ошибок, но в конечном счете именно он привел ее к славе и признанию.
Родившись в бедной семье, она с детства мечтала о полетах. Однако ее первой любовью была музыка, и она мечтала стать певицей. В 1925 году, окончив школу, Раскова поступила в Московскую консерваторию, но вскоре разочаровалась в своем выборе. Бросив консерваторию, она подала документы в Ленинградский химико-технологический институт. Какое-то время она увлекалась химией, даже опубликовала несколько научных статей, но и это не стало ее призванием. В 1931 году жизнь Марины Расковой круто изменилась. По совету знакомых она решила попробовать себя в авиации. Поступила в Качинскую авиационную школу, где сначала училась на штурмана, а затем перевелась на летное отделение.
Несмотря на отсутствие опыта и поздний старт, Раскова быстро освоила летное дело и вскоре стала одной из лучших курсанток. В 1933 году она окончила Качинскую школу и была направлена служить в 1-ю эскадрилью 54-го отдельного скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС РККА.
Служба в авиации
Раскова посвятила свою жизнь авиации, став символом женской решимости и отваги в небе. Ее карьера началась в 1940 году, когда она присоединилась к советским ВВС в качестве пилота-инструктора.
С началом Великой Отечественной войны роль Расковой приобрела новый масштаб. Она стала командиром авиаполка, состоявшего из исключительно женщин-летчиц, который впоследствии получил название “Ночные ведьмы”. Этот полк стал основой формирования трех женских авиационных полков, которые в общей сложности совершили более 30 тысяч боевых вылетов.
Под руководством Расковой “Ночные ведьмы” совершали ночные бомбардировки немецких войск, используя легкие самолеты По-2. Их сокрушительные атаки стали кошмаром для врага. Несмотря на многочисленные потери, полк продолжал действовать с прежним мужеством и решимостью.
Раскова также играла важную роль в обучении и подготовке других женщин-летчиц, передавая свой опыт и знания новому поколению храбрых пилотов. Ее наследие вдохновляет до сих пор, являясь ярким примером того, как мужество, упорство и решимость могут преодолеть любые препятствия.
Участие в Великой Отечественной войне
С началом войны Раскова стала одним из инициаторов создания женских авиаполков. В октябре 1941 года ей поручили сформировать авиационный полк дальних бомбардировщиков, впоследствии названный её именем.
Полк состоял из трёх авиагрупп, каждая по 12 самолётов Пе-2 (пикирующий бомбардировщик). Командиром полка была назначена Раскова. Полностью сформирован полк был в мае 1942 года. Свой первый боевой вылет полк совершил 27 июня 1942 года по скоплению войск противника в районе Орши.
Всего за два с половиной года полк совершил около 960 боевых вылетов, сбросив на противника более 980 тонн бомб. За участие в Сталинградской битве полк был преобразован в Гвардейский.
Раскова много раз летала на боевые задания в составе экипажей своих лётчиц. Характер у нее был решительный, бесстрашный. Об этом свидетельствуют боевые характеристики на летчиц полка, подписанные Расковой: “Летчицы полка показали образцы мужества и героизма в выполнении боевых заданий. Патрисия томпсон единственная девушка в мире, воюющая на пикирующем бомбардировщике”.
Боевые подвиги
Не будем вас томить рассказами о подвигах Марины Расковой во время Великой Отечественной войны – они общеизвестны.
Если коротко, то Марина Раскова совершила около 800 боевых вылетов и вместе со своим полком уничтожила более 300 вражеских самолетов и 6000 солдат и офицеров.
За свои подвиги Марина Раскова была удостоена звания Героя Советского Союза и стала первой женщиной, получившей это высокое звание.
Марина Раскова и создание женских авиаполков
С началом Великой Отечественной войны Марина Раскова загорелась идеей привлечь женщин к участию в боевых действиях наравне с мужчинами. Благодаря ее неустанным усилиям в феврале 1942 года был создан первый женский авиационный полк – 586-й истребительный авиационный полк. Он стал прообразом для других женских воинских формирований.
Раскова лично осуществляла подбор летного состава, разрабатывала программу подготовки пилотесс и контролировала ход обучения. Под ее руководством формировались и другие женские авиаполки – 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный. Все три полка прошли долгий боевой путь, сражаясь на различных фронтах войны, и внесли значительный вклад в общую победу.
Формирование женских лётных полков
Воодушевлённые героизмом Расковой, тысячи советских женщин мечтали о небе. В октябре 1941 года по её инициативе началось формирование женских лётных полков. Первым стал 586-й истребительный авиационный полк, которым командовала Евдокия Бершанская. В его состав вошли три эскадрильи, пилотируемые исключительно женщинами.
Следом за истребительным был сформирован 587-й бомбардировочный авиаполк под командованием Полины Осипенко, а затем и 588-й ночной бомбардировочный полк. Последний получил неофициальное название “Ночные ведьмы” за то, что совершал свои вылеты в полной темноте.
Женщины-лётчицы сражались наравне с мужчинами, проявляя беспримерное мужество и стойкость. Они защищали Москву, Сталинград, участвовали в битве на Курской дуге и в освобождении Восточной Европы. Женские авиаполки внесли значительный вклад в победу над фашизмом.
Командир женских авиаполков
Марина Раскова, известная своей смелостью и лидерскими качествами, вошла в историю авиации как выдающийся командир женских авиаполков. В годы Великой Отечественной войны она стала символом мужества и вдохновения для многих женщин.
Под ее командованием были сформированы три женских авиационных полка: 586-й истребительный авиационный полк, 587-й бомбардировочный авиационный полк и 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк. Эти полки внесли значительный вклад в оборону страны, выполняя сложные и опасные задачи. Пилоты, служившие в полках Расковой, проявили высочайший профессионализм и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками.
Боевые заслуги полков
На боевом счету полков Марины Расковой значится выполнение опасных боевых заданий, участие в сражениях и операции по высадке десанта.
Отважная лётчица зарекомендовала себя как мастер пилотирования и тактического планирования. Её подразделения, проявили беспримерную доблесть и преданность Родине во время Сталинградской битвы, в боях на Курской дуге.
На фронтах войны полки Расковой произвели 23 719 боевых вылетов, обрушив на врага 3386 тонн бомбового груза, уничтожив 1070 живой силы противника и 250 танков.
За боевые заслуги ее полки удостоились высоких наград и почетных званий. В их числе:
**12-й авиационный полк:** орден Красного Знамени;
**46-й гвардейский авиационный полк:** орден Ленина;
**588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк:** ордена Ленина, Красного Знамени, Кутузова III степени, Суворова III степени.
Именно в этом полку служила легендарная “ночная ведьма” Екатерина Буданова, удостоенная еще в 1943-м году звания Героя Советского Союза.
Летчицы, вошедшие в состав полков Расковой, были настоящими героинями. Они выполняли самые рискованные задания, нередко попадая под плотный огонь противника. Их отвага и профессионализм поражали даже опытных бойцов, а сами полки стали символом женского мужества и патриотизма.
Личность Марины Расковой
Марина Раскова – человек с яркой и сильной личностью, которая увлекает своей харизмой и целеустремленностью. Ее рвение к покорению авиационного мира не знает преград. Путь к достижению мечты был тернист, однако настойчивость и стойкость Расковой преодолевали все препятствия на этом нелегком пути.
Раскова не только была первоклассным летчиком, но и обладала бойцовским характером, проявляя его не только в воздухе, но и в жизни. Она не боялась высказывать свое мнение, оперируя железной логикой и фактами. Своей активной жизненной позицией и жаждой деятельности она заражала окружающих. Характер Марины Расковой – это не только стойкость перед жизненными вызовами, но и умение быть примером для других.
Характер и увлечения
За внешней хрупкостью и скромностью скрывалась сильная и целеустремленная личность. Марина Раскова умела ставить перед собой четкие цели и достигать их. Общение с мужественными летчиками, военная обстановка закалили ее характер. Она стала смелее, решительнее, увереннее.
Одним из главных увлечений Марины была фотография. Еще будучи студенткой, она с интересом снимала окружающий мир. Увлечение переросло в профессионализм. Снимки, сделанные ею, печатались в журналах и газетах, их выставляли на выставках.
Марина Раскова была также талантливой художницей. Ее работы, нередко посвященные авиационной тематике, отличались экспрессией и вниманием к деталям. Она мастерски владела карандашом и акварельными красками.
Статья взята с сайта Ирина мартынова.
Память о лётчице
Память о Марине Расковой жива и по сей день. Ее имя носят улицы, школы, музеи. Ее подвиги удостоены высоких наград. В ее честь созданы мемориалы и памятники.
В 2005 году в Москве был установлен памятник Марине Расковой. В 2013 году в Тамбове появился бюст лётчицы. В 2021 году в Саратове был открыт музей, посвященный ее жизни и деятельности.