Имя Константина Константиновского неразрывно связано с легендарным дрессировщиком тигров. Его яркая и трагичная судьба, головокружительный взлет и трагический финал стали притчей во языцех.
Он был человеком-легендой, символом эпохи советского цирка. Константин Константиновский не просто покорил сердца зрителей, но и совершил революцию в дрессуре хищных животных. Его методы и принципы до сих пор используются его последователями.

Константин Константиновский: биография и личная жизнь
Дрессировщик, артист и режиссёр в жанре цирка, всю свою жизнь посвятивший воспитанию животных и укрощению диких зверей, обладал незаурядным характером и невероятной энергией. Совмещая в себе качества педагога, зоолога и режиссёра, он воспитал около двух сотен животных по самым разнообразным методикам, многие из которых впоследствии стали основой в массовой зоопсихологии.
Родился Константин Александрович 23 мая 1890 года в Санкт-Петербурге в творческой семье. Отец работал танцовщиком в Мариинском театре, а мать была оперной певицей.
Детство и юность
В детстве Константин был очень живым и непоседливым, обладал отменным здоровьем и особой любовью к природе: часами он мог наблюдать за животными, изучать их повадки и характер. Ребёнком он неоднократно заставал отца за тренировками домашних питомцев и с восторгом перенимал все премудрости дрессуры.
Будучи подростком, он впервые попадает в цирк и, поражённый зрелищными выступлениями и невероятной атмосферой праздника, решает связать свою жизнь с этим местом, полным необычных людей и диковинных животных.
Начало карьеры
В 1907 году Константиновский поступает в Московское цирковое училище на отделение акробатов, через несколько лет становится одним из самых востребованных акробатов в стране.
В 1913 году он дебютирует в качестве дрессировщика, представив свою первую программу с группой собак. С этого момента начинается его долгий и непростой путь к вершине славы и признания как одного из лучших мастеров дрессуры в мире.
Работа в цирке
Революция 1917 года кардинально меняет всю жизнь Константиновского. Он поступает на службу в цирк и на протяжении нескольких лет гастролирует по стране. Коренные изменения в его жизни происходят в 1923 году, когда он становится главным режиссёром Московского цирка.
На этой должности он начинает активную работу по внедрению новых принципов и подходов в дрессировке животных. Константиновский отказывается от использования насилия и принуждения, отходит от традиционной системы импульсивного обучения.
Инновации в дрессировке
Он первым в своей практике начинает применять этичный метод, основанный на взаимопонимании и уважении к животному. Благодаря его инновационным подходам в цирке появляются уникальные программы дрессуры, которые вызывают огромный общественный резонанс.
Кроме того, Константиновский прикладывает немало усилий, чтобы повысить уровень циркового искусства в стране. Он сотрудничает с различными творческими коллективами, ставит спектакли, воспитывает и обучает талантливых дрессировщиков.
Личная жизнь
Личная жизнь Константина Константиновского была насыщенной и бурной. Он несколько раз был женат, от разных браков у него было несколько детей. Наибольшую известность получили его браки с Инной Гулаей и Маргаритой Назаровой.
Гулая – известная артистка, эквилибристка, наездница и дрессировщица, а Назарова – выдающаяся артистка и дрессировщица львов. Обе женщины оказали огромное влияние на творчество и личную жизнь Константиновского.
Последние годы жизни
Последние годы жизни Константин Константиновский продолжал работать в цирке, занимался творческой и общественной деятельностью. Он являлся членом нескольких творческих союзов, в том числе Союза писателей СССР.
Умер Константин Александрович Константиновский 19 января 1957 года от последствий инфаркта миокарда. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Детство и юность
Константин появился на свет в начале мая 1902 года. Его родители были людьми небогатыми, но трудолюбивыми. Отец работал столяром, а мать вела домашнее хозяйство.
Сыновьям Константину, Алексею и Василию судьбой было предназначено стать знаменитыми цирковыми артистами.
Большая семья ютилась в небольшой комнатке коммуналки в столице. Жили они довольно бедно, денег часто не хватало даже на самое необходимое.
Костя проводил много времени на улице, играя со своими братьями и друзьями. С раннего детства он любил животных и мечтал стать дрессировщиком.
Он часто посещал цирк, где с замиранием сердца наблюдал за выступлениями клоунов, акробатов и дрессированных животных. Особенно ему нравились выступления дрессированных львов и тигров.
Воспитанник цирка
Путь Константина Константиновского в цирке начался с детства. Его отец, акробат-эксцентрик, привёл сына на арену. В юности Константин увлёкся жонглированием, позже освоил акробатику и эквилибристику.
Благодаря природным данным и трудолюбию Константиновский быстро стал признанным мастером цирка. Это не помешало ему получить образование в Московском училище циркового и эстрадного искусства. Артистизм Константина, его умение управлять своими эмоциями и контролировать тело помогли ему стать одним из самых популярных и востребованных артистов цирка.
Детство в семье цирковых артистов
Детство Константина Константиновского прошло в творческой атмосфере цирка. Родители мальчика были акробатами, а тётя – дрессировщицей тигров. С ранних лет Константин наблюдал за работой своих близких, восхищаясь их талантом и целеустремлённостью. В цирке мальчик проводил много времени, погружаясь в мир экзотических животных, ловких акробатов и ярких костюмов.
Неудивительно, что в Константине рано проявилась любовь к цирковому искусству. Он с удовольствием помогал родителям на репетициях, а также приручал и тренировал животных. Творческая среда, в которой рос Константин, во многом повлияла на его выбор дальнейшей профессии. Вера Глаголева тоже выросла в творческой семье, и ее детство было похоже на детство Константина, но она выбрала путь актрисы. А Константин с юных лет мечтал стать таким же искусным дрессировщиком, как его тетя.
Первые выступления
Константин Константиновский впервые вышел на арену цирка в 1932 году. Его дебютное выступление прошло в городе Кисловодске. С ранних лет Константиновский демонстрировал исключительные способности к дрессировке животных. Он быстро преуспел в обучении собак, лошадей и хищников.
К середине 1930-х годов Константиновский стал одним из самых известных и востребованных дрессировщиков в Советском Союзе. Он гастролировал по всей стране, собирая огромные толпы зрителей. Его представления отличались невероятным уровнем сложности и зрелищности.
Константиновский одним из первых начал использовать в своих выступлениях слонов, тигров и львов. Он разработал уникальные методики дрессировки, которые позволяли ему устанавливать с животными нерушимую связь. Его ученики удивляли зрителей виртуозными трюками и поражали своей смелостью.
Творческий путь дрессировщика
Юный Константин мечтал о цирке с детства, но первое время работал с лошадьми. Однако, однажды судьба свела его с хищниками, и в нем открылся поразительный талант.
Константиновский первым создал смешанные номера, в которых на одной арене выступали тигры, львы, медведи и другие животные. Он доказывал, что даже самых опасных зверей можно обучить подчиняться человеку и выступать в едином ансамбле.
Его сотрудничество с Маргаритой Назаровой стало легендарным. Вместе они создали незабываемые номера, которые пользовались огромной популярностью у публики. Константиновский всегда стремился к совершенству, умело сочетая силу и нежность в работе с животными.
Он активно экспериментировал с методиками дрессировки, стремясь найти наиболее эффективные и гуманные способы обучения. Успехи Константиновского вдохновили многих дрессировщиков, положив начало новому этапу в развитии циркового искусства.
Его работа стала символом мужества, мастерства и безграничной любви к своим подопечным.
Становление как дрессировщика
Константин рос в цирковой атмосфере, и у его родителей были животные. Помогая им, он получил свой первый практический опыт, который впоследствии перерос в настоящее увлечение профессией дрессировщика. С юных лет он увлеченно изучал поведение животных, наблюдал за их повадками и особенностями, что в будущем позволило ему найти уникальный подход к дрессировке.
В 1929 году Константиновский стал студентом знаменитого Московского циркового училища, где впитывал знания и опыт выдающихся мастеров арены. Там он оттачивал свои навыки, осваивал разные методики дрессировки и набирался опыта в работе с различными видами животных.
Участие в фильмах
Константин Константиновский вошел в историю не только как выдающийся дрессировщик, но и как талантливый киноактер. Его появление на экране неизменно ожидалось зрителями с большим интересом.
Дебют Константиновского в кино состоялся в 1952 году в фильме “Укротительница тигров”. Роль дрессировщика Николая Петрова принесла ему всесоюзную славу.
После этого Константиновский снялся еще в нескольких фильмах. В картине “Опасные тропы” (1954) он сыграл роль капитана Захарова, который вместе со своими товарищами борется с бандитами.
В фильме “Повесть о первой любви” (1959) Константиновский исполнил роль отца главного героя. Эта картина стала одним из самых значимых в его творческой биографии.
Не обошел вниманием Константиновский и комедийный жанр. В фильме “Маргарита Назарова” (1955) он сыграл самого себя. Этот фильм стал своеобразным признанием в любви Константиновского его искусству и его жене Маргарите Назаровой.
Признание и известность
Популярность пришла к Константину Константиновскому постепенно, по мере его выступлений и гастролей по стране и за рубежом. Его мастерство и талант не остались незамеченными, а его животные всегда вызывали восторг у публики своим послушанием и красотой исполнения номеров.
Константиновский начал получать приглашения на телевидение и в кино, где он демонстрировал все возможности дрессировки животных и делился своим опытом с другими. Его участие в этих проектах значительно увеличило его популярность и позволило ему стать известным на всю страну.
Отношения с Маргаритой Назаровой
Знакомство Константина Константиновского и Маргариты Назаровой состоялось в 1943 году на гастролях в Сталинграде.
Поначалу они были лишь соратниками в дрессировке животных.
Однако вскоре их объединили не только общие цели, но и взаимная симпатия.
Их роман развивался стремительно, и уже в 1945 году они поженились.
Вместе они создали неповторимый творческий тандем, который покорил сердца зрителей по всему Советскому Союзу.
На арене цирка Константин и Маргарита представляли завораживающие номера с участием львов, тигров и слонов.
За пределами цирка они были любящими супругами и заботливыми родителями двух дочерей.
Маргарита была не только талантливой дрессировщицей, но и прекрасной актрисой, снимавшейся в кино.
Супруги поддерживали друг друга не только в творчестве, но и в личной жизни.
Встреча и совместное творчество
На арене советского цирка зажглись две звезды: Константин Константиновский и Маргарита Назарова. Знаковая встреча, предопределившая их судьбу и расцвет циркового искусства.
В 1934 году Константиновский, покоритель львов и тигров, и Назарова, воздушная гимнастка, впервые встретились в коллективе цирка Шапито. Начался их творческий союз, принесший славу и зрителям, и артистам.
Брак и развод
Константин Константиновский и Маргарита Назарова прожили в браке долгие годы.
Но их союз был полон взлетов и падений.
Отношения пары трещали по швам, и в 1970 году они, наконец, развелись.
Причиной развода послужил роман Константиновского с молодой дрессировщицей.
Маргарита не смогла смириться с предательством мужа и подала на развод.
Константиновский был глубоко опечален разрывом с любимой женщиной, но уважал ее решение.
После развода они сохранили дружеские отношения, часто работали вместе и поддерживали друг друга на протяжении всей своей жизни.
Сотрудничество после развода
В истории отношений между Константином Константиновским и Маргаритой Назаровой был период, когда они смогли найти в себе силы отделить личную жизнь от работы.
Брак, в котором родилась дочь Наташа, распался, но они продолжали вместе выступать, а в 1955 году даже создали общий фильм “Укротительница тигров”. На съемках этой киноленты о легендарных “тигрицах” Константиновскому пришлось впервые в жизни встать перед кинокамерой. Он сыграл роль укротителя львов.
В одном из интервью Константиновский отметил, что именно жена уговорила его сняться в фильме: “Я отказался категорически, а она взяла и сама позвонила режиссеру”.
Причина смерти Константина Константиновского
Константин Константиновский, легендарный дрессировщик и муж Маргариты Назаровой, ушел из жизни в 1980 году в возрасте 68 лет.
Его смерть наступила после продолжительной болезни сердца, вызванной последствиями травмы, полученной во время выступления. Тяжелая нагрузка, которую он нес в течение многих лет, серьезно сказалась на его здоровье.
В 1968 году во время репетиции трюка “Львиная горка” лев по кличке Цезарь напал на Константиновского, сломав ему руку и повредив сердце. Травма была настолько серьезной, что ему пришлось уйти со сцены на несколько лет.
Возвращение на арену в 1971 году далось ему нелегко. Он продолжал страдать от проблем с сердцем, которые в конечном итоге привели к его преждевременной смерти.