Йост Ингмар Бергман – шведский режиссер, сценарист, продюсер, писатель, актер. Его фильмы и пьесы оказали глубокое влияние на режиссеров и сценаристов по всему миру и сделали его одним из самых известных и влиятельных творцов кино 20-го века. Бергману присуждено три премии «Оскар», «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля и три «Золотых глобуса».
Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в шведском городе Уппсале. Его отец был протестантским священником, что оказало большое влияние на детство и творчество Бергмана. Его ранние годы были омрачены строгим религиозным воспитанием, с которым он часто боролся и которое впоследствии стало основной темой в его фильмах. В 18 лет Бергман поступил в Стокгольмский университет, где изучал литературу и искусство. Однако его страсть к театру привела его к режиссуре, и в 1944 году он начал работать в театре в Хельсингборге.
Детство и юность
Корни таланта Бергмана уходят в его непростые детские годы. Угрюмый отец, строгая мать, религиозная бабушка – окружение, воспитавшее в мальчике противоречивые чувства. Любовь к искусству он унаследовал от отца, но не разделял его взглядов на жизнь.
В раннем возрасте Бергман был свидетелем жестокости отца и репрессивной атмосферы в семье. Пережитые травмы отразились в его творчестве, где часто исследуются темы вины, стыда и экзистенциального отчаяния.
Однако трагичности в детстве Бергмана было не больше, чем в жизни его сверстников, выросших в строго религиозных и социально консервативных семьях шведского общества того времени.
В молодости Бергман проявлял интерес к театру, но сначала поступил на факультет искусств Стокгольмского университета. Учеба не увлекала его, и вскоре он бросил ее ради работы в театре. Театральная карьера Бергмана развивалась быстро. В 22 года он поставил свой первый спектакль и уже через несколько лет стал одним из самых успешных режиссеров Швеции. В этот период он экспериментировал со сценическими формами, заимствовав элементы экспрессионизма и сюрреализма, и вызывал недовольство у руководства театров.
В 1943 году Бергман дебютировал в кино. Его первый фильм «Кризис» был не очень успешным, но привлек внимание зрителей своей искренностью и глубиной. В последующие годы Бергман выпустил еще несколько картин, но настоящим прорывом стала трилогия «Сквозь тусклое стекло» (1961), «Зимняя света» (1963) и «Молчание» (1963), принесшая ему мировое признание.
Работы Бергмана отличались сложными психологическими портретами, глубоким анализом человеческой природы и мастерским использованием света и тени. В последние годы жизни Бергман признавался, что его творческое видение было сформировано тяжелым детством. Сам режиссер отмечал, что «искусство – это плод ран. Искусство – это крик о помощи. Искусство – это исповедь».
Творчество Бергмана повлияло не только на современников, таких как Джексон Поллок, но и на последующие поколения режиссеров. Его фильмы продолжают вдохновлять и сегодня благодаря своей честности, глубине и мастерству.
Раннее окружение оказало глубокое влияние на формирование Бергмана как личности и художника. Творчество стало для него средством преодоления душевных страданий и воплощением тоски по идеалу.
Ранние годы и семья
Детство и юность Бергмана прошли в обстановке религиозного воспитания и строгой дисциплины. Отец Ингмара, Эрик Бергман, был лютеранским священником, а мать, Фридель Бергман (в девичестве Хассельблат), была дочерью владельца магазина. Семья проживала в шведском городе Уппсале, где Бергман и родился 14 июля 1918 года. В раннем возрасте он вместе с семьей переехал в приход Боста в Уппланд, где его отец служил сельским пастором.
Религиозная среда, в которой рос Бергман, оказала сильное влияние на его развитие, сформировав его сложные отношения с верой и духовностью. Жизнь в сельской местности предоставила ему возможность близко познакомиться с природой и крестьянской культурой, которые также стали важными источниками вдохновения для его творчества.
Увлечения и первое знакомство с театром
В детские годы Ингмар Бергман с головой ушёл в мир воображения. Его увлекала религия, и он мечтал стать священником. Однако в старших классах его интересы сместились в сторону театра.
Впервые он посетил спектакль в 12 лет по совету друга. Это было представление любительского театра, и юный Бергман был очарован его магией и возможностями. С этого момента театр стал неотъемлемой частью его жизни. Он стал посещать репетиции и спектакли, впитывая атмосферу закулисья и постигая азы театрального искусства. При этом он не прекращал заниматься и другими увлечениями: музицировал, писал стихи и прозу.
Школьные годы и первые постановки
Свой творческий путь мальчик начал с постановки кукольных спектаклей в домашнем театре. В 1923 году в своем кукольном театре он поставил первые спектакли: «Принц Мстислав» и «Северная битва».
И профессионально осваивать свое увлечение он начал еще в гимназии, активно участвуя в самодеятельности. Тогда же он стал членом театрального кружка. Незадолго до выпуска из учебного заведения Инмар опубликовал рукописный журнал «Театр», посвященный театру и кино.
И в его школе в тот период училось около тысячи детей, а для всех них на каникулы в 1928 году была поставлена “Пир в Сульхаге” по произведениям Стриндберга.
Начало творческого пути
Погружение в мир кинематографа Бергман начал с постановки пьес в Стокгольмском театре. Начинал с адаптирования классики, но это быстро ему наскучило.
Свой первый полнометражный фильм Бергман снял в 1944 году. Название не блистало оригинальностью – «Травля», но последующие картины продемонстрировали авторский стиль шведского мастера.
Пока в мире бушевала Вторая мировая, Бергман искал ответы на вопросы о месте человека в жизни, мире и смысле существования. Разочарование в христианских догмах и вечной борьбы между добром и злом определили дальнейшую тематику его работ.
Учеба в Уппсальском университете
Юношеские годы Ингмара Бергмана связаны со старейшим университетом Швеции – Уппсальским. Поступив на факультет гуманитарных наук, он с головой погрузился в изучение истории и искусствоведения.
Учёба давалась ему легко. Бергман был одним из лучших студентов факультета, много работал в библиотеке, писал научные статьи и активно участвовал в студенческой жизни. Правда, в свободное время большую часть внимания он уделял театру.
Первые режиссерские работы в театре
Юный Бергман проявлял незаурядные способности в постановке театральных действ с самого детства. Будучи студентом театрального факультета при Королевском драматическом театре в Стокгольме, он с энтузиазмом включился в студенческие театральные кружки.
Дебютировал как режиссер в любительском театре в Хельсингборге в 1944 году. Его первой режиссерской работой была постановка “Ромео и Джульетты” Шекспира, которая прошла с большим успехом. После этого в 1946 году он поставил пьесу шведского драматурга Хенрика Ибсена “Привидения” в городском театре Гётеборга.
Его режиссерские работы отличались новаторским подходом к классическому репертуару, в котором он умело сочетал традиционные театральные приемы с новыми экспрессивными средствами. Бергман придавал большое значение психологической мотивации персонажей и созданию атмосферы тревоги и отчуждения на сцене.
Знакомство с кинематографом и дебютный фильм
Интерес к кино у Бергмана проявился в раннем детстве. В юности он много читал, в том числе и книги о кинематографе. В своих воспоминаниях режиссер признался, что образцом для подражания стал роман “Магия” Г. Х. Клузо. В 1937 году Бергман поступил на факультет литературы и истории искусств в Стокгольмском университете.
Однако вскоре он понял, что не удовлетворен своим выбором и забрал документы. В 1942 году Бергман был принят в Королевскую драматическую школу в Стокгольме. Там он учился актерскому мастерству и начал писать пьесы.
Мировое признание
Талант Бергмана не остался незамеченным за рубежом. Уже в 1956 году его фильм “Улыбки летней ночи” был удостоен престижного приза Каннского кинофестиваля.
В 1960-х годах его картины приобрели международную известность и стали знаковыми в мировом кинематографе. “Седьмая печать”, “Весна девственниц” и “Персона” стали классикой авторского кино.
Особого внимания заслуживают трилогия “Как в зеркале”, “Зимняя света” и “Молчание”, которая получила “Оскар” за лучший фильм на иностранном языке в 1966 году. В этих фильмах Бергман исследовал темы экзистенциальной тревоги, одиночества и веры.
Кроме “Оскаров”, Бергман получил еще много других престижных наград, в том числе “Пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля и “Золотого льва” Венецианского кинофестиваля.
Год | Награда |
---|---|
1956 | Приз Каннского кинофестиваля за “Улыбки летней ночи” |
1966 | Оскар за “Молчание” |
1972 | Золотой глобус за лучший сценарий (“Шепоты и крики”) |
1976 | Пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля за “Фейс ту фейс” |
1982 | Золотой лев Венецианского кинофестиваля за “Фанни и Александр” |
Признание его творчества было настолько велико, что в 1971 году имя Бергмана было внесено в список величайших режиссеров мирового кинематографа XX века, составленный Ватиканской кинокомиссией.
Успех на Каннском кинофестивале
Каннский кинофестиваль – одно из самых престижных событий в мире кино. Инмар Бергман добился на нем потрясающих успехов.
Впервые Бергман представил свой фильм на Каннском кинофестивале в 1951 году. Это была драма “Летняя интерлюдия”, которая получила приз за лучшую режиссуру. Впоследствии Бергман еще несколько раз становился лауреатом Каннского кинофестиваля, в том числе за фильмы “Седьмая печать” (1957), “Девичий источник” (1960) и “Причастие” (1962). В общей сложности фильмы Бергмана были удостоены 11 призов на Каннском кинофестивале, в том числе трех “Золотых пальмовых ветвей”.
Бергман был одним из самых влиятельных режиссеров в истории кино. Его фильмы отличались психологической глубиной, честностью и смелостью в исследовании тем религии, смерти и человеческих отношений. Успех Бергмана на Каннском кинофестивале стал свидетельством его выдающегося таланта и способности создавать фильмы, которые резонируют с публикой по всему миру.
Трилогия «Сквозь тусклое стекло», «Зимняя страна света» и «Молчание»
В этой трилогии Бергман исследует темную сторону человеческой психики, изучая хрупкость любви, власти и веры.
Фильмы связаны общими темами отчуждения, изоляции и поиска смысла в эпоху безверия.
«Сквозь тусклое стекло» (1961)
Первый фильм трилогии повествует о семье на острове, где складываются тяжелые отношения.
Карин страдает психическим заболеванием, которое заставляет ее совершать непонятные поступки.
Ее брат Минус и отец Давид пытаются понять и помочь, но их усилия оказываются тщетными.
“Сквозь тусклое стекло” – мрачный и напряженный фильм, который исследует как внутреннюю, так и внешнюю борьбу за выживание.
«Зимняя страна света» (1963)
Фильм рассказывает о семье, разрываемой ложью и недоверием.
Мать-католичка и ее отец-протестант борются за душу своей дочери, в то время как муж-атеист, погруженный в работу, пренебрегает своими обязанностями.
“Зимняя страна света” – холодный и беспристрастный фильм, который рассматривает последствия подавления эмоций и религии в светском мире.
«Молчание» (1963)
Третий фильм трилогии показывает семью, живущую в изоляции на удаленном острове, где они борются с физическими и психологическими лишениями.
Отрезанные от цивилизации и подвергшиеся суровым условиям, их вера и отношения проверяются на прочность.
“Молчание” – фильм, лишенный надежды и искупления, который ставит под сомнение существование Бога и смысл человеческого существования.
Трилогия «Сквозь тусклое стекло», «Зимняя страна света» и «Молчание» – одна из самых сложных и провокационных работ Бергмана.
Она представляет собой смелый и бескомпромиссный взгляд на природу человеческих отношений и поиск духовности в бездуховное время.
«Седьмая печать» и общемировое признание
В 1957 году на экраны мира вышел культовый фильм Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Эта кинокартина положила начало всемирному признанию режиссера и навсегда вписала его имя в историю киноискусства. «Седьмая печать» – философская притча, размышляющая о жизни и смерти, вере и неверии. Главный герой фильма, рыцарь-крестоносец Антониус Блок, возвращается домой из Палестины. Уставший от кровопролития и сомневающийся в своей вере, он встречает на пути Смерть, которая готова забрать его душу. Чтобы оттянуть неизбежное, Антониус предлагает Смерти сыграть партию в шахматы.
В этом фильме Бергман мастерски соединяет элементы средневекового рыцарского романа с экзистенциальными размышлениями XX века. Фильм снят в черно-белой гамме, что усиливает его драматизм и символическое звучание. Каждая сцена картины полна скрытых смыслов и аллегорий. Фильм «Седьмая печать» имел колоссальный успех у критиков и зрителей, получив множество наград и премий, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1957 года. Картина стала классикой мирового кинематографа и до сих пор считается одним из самых важных и влиятельных фильмов в истории.
Признание критиков
Фильм «Седьмая печать» получил восторженные отзывы критиков по всему миру. Обозреватель The New York Times Босли Кроутер назвал фильм «триумфом кинематографического искусства» и «одним из самых захватывающих фильмов, когда-либо созданных». Критик журнала Time Ричард Корлисс отметил, что фильм «является одним из самых личных и одновременно самых универсальных произведений в истории кинематографа». Фильм был высоко оценен и за свой технический уровень. Работа оператора Гуннара Фишера и композитора Эрика Нордгрена была признана образцовой.
Влияние фильма
«Седьмая печать» оказала огромное влияние на развитие мирового киноискусства. Режиссеры всех последующих поколений обращались к этому фильму как к источнику вдохновения. «Седьмая печать» повлияла на творчество таких мастеров, как Андрей Тарковский, Вуди Аллен, Стэнли Кубрик и Мартин Скорсезе. Влияние фильма можно проследить и в современной культуре. Образы из «Седьмой печати», такие как Смерть, играющая в шахматы, и танец Смерти, стали иконами популярной культуры. Фильм «Седьмая печать» доказал, что кино может быть одновременно развлекательным и философским.