Жизнь и служение Диомида (в миру Сергея Дзюбана) – нетривиальная история человека, ставшего священнослужителем, а затем его лишившегося. Его путь охватил и возвышения, и падения, и стал яркой иллюстрацией того, как противоречивы человеческие мотивы и поступки.
Родившись в 1951 году в простой семье, Сергей Дзюбан прошел путь от обычного советского школьника до викария Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Однако в 2008 году его лишили сана и монашества за нарушение канонов, а годом позже он скончался в возрасте 58 лет.

Детство и юность Диомида
Детство будущего епископа прошло в обстановке простоты и веры. Родился он в небольшом селе на берегу Оки в простой крестьянской семье. С ранних лет проявлял интерес к церковной службе, помогая в алтаре местного храма. Несмотря на скромные условия жизни, Сергей Дзюбан рос любознательным и одаренным ребенком. Его духовный наставник, настоятель сельского прихода, отмечал в нем стремление к знаниям и глубокую религиозность.
По окончании средней школы Сергей поступил в Киевскую духовную семинарию. Годы обучения раскрыли его выдающиеся способности и трудолюбие. Будучи талантливым студентом, он преуспевал не только в изучении богословских дисциплин, но и в светских науках. Его проповеди, наполненные глубоким пониманием духовных истин и красноречием, снискали ему известность и уважение.
После окончания семинарии Сергей Дзюбан продолжил свое богословское образование в Московской духовной академии. Там он углубил свои познания в богословии, философии и истории Церкви. Наставниками его были выдающиеся церковные деятели, которые оказали существенное влияние на формирование его духовного облика.
Настоящее имя и место рождения
С детских лет Диомид был известен как Сергей Александрович Дзюбан. Родился в 1951 году в городе Сталинске (ныне Новокузнецк) в Кемеровской области. Однако в ходе следствия были установлены интересные детали его ранней биографии.
Согласно материалам дела, Сергей Дзюбан оказался не единственным ребенком в семье.
В 1953 году в городе Лениногорске (Казахстан) появилась на свет его сестра Елена.
Но случилось непредвиденное: когда Сергею было всего два года, их мать скончалась.
О дальнейшей судьбе Елены неизвестно.
Говорят, она воспитывалась в другом месте и никогда не знала о существовании брата. Следствие не смогло установить ее местонахождение.
Образование и путь к церкви
Начало его жизненного пути было связано с миром науки. Получил высшее техническое образование, став инженером-электриком. Однако судьба решила иначе. Призыв к служению Богу привел его в духовную семинарию. Углубившись в изучение богословия, он нашел свое призвание в служении Церкви.
Путь к рукоположению был тернист и полон испытаний. Отслужив в армии и получив духовное образование, он принял сан диакона, а затем иерея. Свое пастырское служение начал в отдаленных приходах Русской Православной Церкви, где его вера и преданность делу были подвергнуты серьезным испытаниям. В эти трудные времена его поддерживала непоколебимая вера и поддержка близких людей.
Служение в советское время
Путь священнослужителя в период советской власти был полон испытаний, гонений и ограничений. Не миновала эта участь и Диомида (Сергея Дзюбана).
В 1957 году, во время венчания, за игрой на баяне он был арестован и осуждён на два года лишения свободы за “нарушение паспортного режима”. В 1960 году был арестован повторно за выступление против закрытия храма и приговорён к шести годам лишения свободы. В 1966 году, после освобождения, Диамид возобновил священническое служение.
В 70-е и 80-е годы он был лишён возможности проповедовать и совершать богослужения, получил несколько запретов на служение и находился под постоянным надзором КГБ. Несмотря на гонения, он продолжал тайно проповедовать и совершать обряды. Его деятельность была направлена на возрождение православия на Чукотке и Дальнем Востоке.
Рукоположение и начало епископства
Церковный путь Диомида начался в 1973 году, когда, будучи выпускником физического факультета МГУ, он был рукоположен во диакона архиепископом Виленским и Литовским Иоанном (Пашиным). Через год, 14 октября 1974 года, он принял монашеский постриг с именем Диомид (в честь Диомида Верхотурского).
На протяжении семи лет монах Диомид нёс послушание преподавателя в Московской духовной семинарии и в Московской духовной академии. Вскоре за аскетизм и глубокое молитвенное делание он стал одним из самых известных духовников в столице и наставником многих молодых людей.
22 декабря 1985 года Диомид был возведен в сан архимандрита, а 13 апреля 1987 года он был избран и епископом Анадырским и Чукотским. Хиротония состоялась в Свято-Даниловом монастыре 26 апреля. На следующий день епископ Диомид отбыл в свою епархию, где сразу же начал активную проповедническую деятельность, совершая миссионерские поездки по обширной, но малонаселённой территории. В первый же год он посетил все 12 приходов епархии, совершил свыше 250 венчаний и крещений, рукоположил нескольких священнослужителей.
Протесты против закрытия храмов
Деятельность на Чукотке
В период своего служения на Чукотке Диомид активно боролся против закрытия храмов, выступал за сохранение религиозных традиций. Его деятельность вызвала неоднозначную реакцию местного населения, но многие прихожане поддерживали его позицию. Диомид не соглашался с решением властей и продолжал проводить службы в храмах, несмотря на угрозы закрытия.
Конфронтация с Московской Патриархией по вопросу закрытия храмов привела к отлучению Диомида от церкви в 1991 году. Однако, он не признал это решение и продолжал свою деятельность, создав собственную епархию, которая не признавалась Московской Патриархией. Диомид стал ярким символом противостояния политике закрытия храмов, его деятельность получила широкую поддержку среди верующих.
Деятельность в постсоветский период
После распада СССР перед Диомидом встали новые вызовы. Он продолжил проповедовать веру в суровых условиях Чукотки, но теперь ему приходилось приспосабливаться к меняющейся реальности.
В 1991 году Диомид был возведен в сан епископа Анадырского и Чукотского. На этом посту он создал епархию с центром в Анадыре, открыл несколько приходов и православную школу-интернат.
Епископ немало внимания уделял социальным проблемам. Он организовывал благотворительные акции, помогал обездоленным и защищал права верующих. Диомид критиковал власти за их бездействие и коррупцию, что вызывало недовольство чиновников.
В годы епархиального служения Диомид совершил множество пастырских поездок по Чукотке, посещая отдаленные населенные пункты и села. Он крестил и причащал людей, совершал богослужения, благословлял верующих.
Епископ наряду с пастырской деятельностью занимался и литературным трудом. Он написал несколько книг, в которых изложил свои взгляды на веру, Церковь и современное общество. Также он принимал участие в различных конференциях и встречах, выступая с докладами на религиозные и актуальные темы.
Среди его известных трудов – “Уроки истории” и “Духовно-нравственный кризис в современной России: духовные апокалипсисы”, “Государство и Церковь: взаимоотношения, опыт исторического анализа”.
Деятельность епископа Диомида была неоднозначной и вызывала споры. Его критиковали за чрезмерную строгость и консерватизм. Однако он оставался авторитетным духовным лидером для многих верующих Чукотки.
В статье упоминается Юлия Вайшнур, бывшая жена певца Александра Градского.
Епископ Анадырский и Чукотский
Каждое упоминание этого титула незримо связывает его носителя с именем Диомида, человека, чья биография, личная жизнь и трагическая смерть до сих пор вызывают живой интерес у многих. Оставив не менее яркий след в истории Русской Православной Церкви, будучи одним из самых мудрых иерархов, он навсегда снискал уважение, а у некоторых – и особое почитание.
Стяжав опыт настоятельства сельской церкви, в 1989 году, когда Диомиду было 51, он был избран епископом Анадырским и Чукотским. После рукоположения в Москве владыка отправился в свой новый удел – невероятно огромную епархию, почти равную по площади двум Франциям.
На Чукотке епископ Диомид развернул масштабную пастырскую деятельность, создав 23 прихода и более 40 миссионерских общин. Он активно совершал богослужения, стремясь донести слово Божие даже до самых отдаленных уголков епархии.
Значительное внимание владыка Диомид уделял социальной и благотворительной деятельности, помогая нуждающимся, сиротам и бездомным. Под его началом в епархии было основано несколько приютов и богаделен, которые оказывали поддержку тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации.
За свое служение епископ Диомид был удостоен многих церковных наград, включая орден святого равноапостольного князя Владимира I степени и орден преподобного Сергия Радонежского I степени. Однако его особой заслугой стало то, что именно благодаря архипастырю Диомиду Русская Православная Церковь возобновила свою миссионерскую деятельность в северных регионах страны, открыв путь к спасению для многих людей.
Конфликты с властями
Диомид часто критиковал политику властей, поднимая проблемы коррупции, нарушения прав человека и экологических катастроф. За это он неоднократно подвергался преследованию и давлению со стороны властей.
Критика коррупции и нарушения прав человека
Диомид выступал за соблюдение закона и справедливость, резко критикуя коррупцию и нарушения прав человека. Он указывал на хищение бюджетных средств, злоупотребление полномочиями чиновниками и произвол силовиков. В своих проповедях и выступлениях он призывал власти к ответственности и открытости перед народом.
Экологические проблемы
Диомид был также активным защитником окружающей среды, особенно на Чукотке. Он выступал против добычи полезных ископаемых, которая наносила вред хрупкой арктической экосистеме. Диомид обвинял власти в том, что они игнорируют экологические проблемы ради краткосрочной экономической выгоды.
Давление и судебные процессы
Критика Диомида со стороны властей привела к многочисленным преследованиям. Он неоднократно получал угрозы, на него было заведено несколько уголовных дел, он был отстранен от должности епископа. В 2012 году он был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы, но приговор был отменен Верховным судом. В том же году Диомид был лишен сана, а в 2018 году ему был запрещен въезд на Чукотку.
Реакция общественности
Несмотря на преследования, Диомид пользовался большой поддержкой общественности. Его сторонники создали движение “Свободу владыке Диомиду”, которое проводило акции в его защиту. Они обвиняли власти в политической расправе над неугодным священником. Смерть Диомида в изгнании вызвала широкий общественный резонанс и вновь привлекла внимание к его борьбе против власти.
Даты | События |
---|---|
2006-2010 | Диомид выступает с критикой властей по поводу коррупции, нарушения прав человека и экологических проблем. |
2009-2012 | На Диомида заведено несколько уголовных дел, он отстранен от должности епископа. |
2012 | Диомид приговорен к трем с половиной годам лишения свободы, но приговор отменен Верховным судом. |
2012 | Диомиду запрещено въезжать на Чукотку. |
2018 | Диомид становится раскольником. |
Личная жизнь и скандалы
Личная жизнь Диомида наполнена взлетами и падениями, подобно Kim kardashian. В центре внимания он оказался задолго до вступления в сан. Его путь сопровождает множество скандалов и слухов, которые не дают покоя общественности и по сей день.
В молодости будущий священник дважды был женат. Первый брак с Еленой Черепановой распался из-за измен супруги. Второй брак сложился более удачно: с Ольгой, дочерью настоятеля храма, Диомид прожил около 20 лет. У них родилась дочь Фотиния. Однако церковные каноны запретили Диомиду вести семейную жизнь после принятия сана.
Отрешение от сана
21 июня 2018 года во время заседания Священного Синода было рассмотрено дело епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). Синод заслушал доклад председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, митрополита Тверского и Кашинского Саввы, о результатах проверки по обращению клириков и мирян епархии.
В результате было принято решение об отрешении Диомида от управления епархией и запрещении в священнослужении. Такое решение было принято на основании канонических норм и в соответствии с поданным им самим прошением об отставке по состоянию здоровья.
Личная жизнь и скандалы
Публичная и личная личность епископа Диомида кардинально различались. За суровым обликом служителя церкви скрывался человек со слабыми местами и страстями.
В личной жизни Диомид был замкнутым и немногословным. Его отношения с женщинами были столь же противоречивыми, как и его общественная деятельность.