Дарио Ардженто – легендарный режиссер, сценарист и продюсер из Италии, один из самых влиятельных мастеров жанра ужасов. Его фильмы, полные шокирующей жестокости и мрачной атмосферы, стали культовыми.
Ардженто родился в 1940 году в Риме. С юных лет его увлекало кино, особенно фильмы ужасов. В 1960-х годах он начал работать критиком, а затем дебютировал в режиссуре с фильмом “Птица с хрустальным оперением” (1970). Этот фильм положил начало его карьере, и он сразу же стал одним из ведущих мастеров жанра джалло.
Ардженто создал целый ряд культовых фильмов ужасов, в том числе “Глубокая красная глотка” (1975), “Суспирия” (1977), “Инферно” (1980) и “Опера” (1987). Его фильмы отличаются фирменным стилем, сочетающим визуальный шок, сюрреалистические образы и тревожную музыку.
Биография Дарио Ардженто
Дарио Ардженто – одна из самых культовых фигур в кино ужасов. Его фирменный стиль, характеризующийся графическим насилием, интенсивным саспенсом и запоминающейся музыкой, оставил неизгладимый след в жанре на десятилетия.
Ардженто родился 7 сентября 1940 года в Риме, Италия. Его отец, Сальваторе Ардженто, был продюсером популярных в то время фильмов. С раннего возраста Дарио увлекался кино, особенно триллерами и фильмами ужасов. В подростковом возрасте он начал снимать любительские фильмы, экспериментируя с различными техниками и жанрами.
Ранняя карьера
После окончания Римского университета в 1960 году Ардженто начал свою карьеру в киноиндустрии в качестве сценариста и критика. В 1969 году он дебютировал в качестве кинорежиссера с фильмом “Птица с хрустальным оперением”, который мгновенно приобрел статус культового и стал одним из самых важных фильмов в жанре джалло – специфическом итальянском поджанре криминальных триллеров и фильмов ужасов, характеризующихся жестокостью и напряженностью.
Детство и юность
Детство Дарио Ардженто прошло в Риме. Отец, видный критик фильмов ужасов, привил ему любовь к этому жанру. Он брал сына на все кинопоказы, где мальчик впервые увидел работы Альфреда Хичкока, Марио Бавы и других мастеров хоррора.
В юности Дарио Ардженто увлекся фотографией. Он посещал школу фотографии и выставлял свои работы в местных галереях. Одновременно с этим он начал писать статьи о кино, сотрудничая с разными журналами. В частности, его статьи о Хичкоке и Годаре привлекли внимание критиков и режиссеров.
Будучи подростком, Ардженто также познакомился с режиссером Бернардо Бертолуччи, который пригласил его в качестве ассистента режиссера на съемки фильма “Кулак в кармане” (1965). Эта работа стала для Ардженто первым опытом в киноиндустрии.
Начало режиссерской карьеры
Ранний интерес Ардженто к кино незаметно перерос в страсть, и он начал писать сценарии. Однако ему было трудно добиться успеха в этой области, и он обратился к режиссуре.
В 1970 году он получил возможность дебютировать в качестве режиссера с фильмом «Птица с хрустальными перьями», став частью новой волны итальянских кинематографистов, которые переосмыслили жанр ужасов в 1970-х годах.
Фильм имел успех, и Ардженто получил признание за свой стильный и напряженный подход к жанру, положив начало его плодотворной карьере в кино.
Признание и международный успех
Дарио Ардженто обрел славу и признание не только в Италии, но и на мировой арене. Его фильмы стали культовыми, их открыли для себя зрители по всему земному шару.
Дебютировав в 1970-м году с фильмом “Птица с кристальным оперением”, Ардженто сразу привлек к себе внимание ценителей жанра джалло.
Но настоящим прорывом стал его фильм 1977-го года – “Суспирия”, который потряс публику своей мрачной и кровавой эстетикой.
Успех “Суспирии” принес Ардженто международную известность и открыл перед ним двери в Голливуд.
В 1982-м году он снял “Вещь”, предвосхитивший появление слэшеров, а в 1985-м – “Феномен”, который укрепил его статус мастера фильмов ужасов.
Фильмы Ардженто стали своеобразным эталоном жанра джалло, повлияв на целое поколение режиссеров. Они продолжают вдохновлять современных кинематографистов и остаются излюбленными картинами многих поклонников кино.
Творчество Дарио Ардженто
Его картины часто отличаются стилизованным насилием и жуткими образами, которые остаются в памяти зрителей.
Отличительной чертой фильмов Ардженто является инновационное использование освещения и музыки для создания тревожной и напряженной атмосферы. Он также известен своими многослойными и сюрреалистичными сюжетами.
Ранние работы
Ранние работы Ардженто, такие как “Птица с хрустальным оперением” (1970) и “Кот с девятью хвостами” (1971), были частью поджанра “джалло”, который возник в Италии в 1960-х годах.
Для этого поджанра характерны жестокие убийства, загадочные сюжеты и стилизованное насилие. «Птица с хрустальным оперением» (1970) была первым фильмом Ардженто в стиле джалло и сразу же обрела культовый статус, установив многие из тем и стилистических особенностей, которые стали его визитной карточкой.
Зрелые работы
В 1975 году Ардженто снял один из самых влиятельных фильмов ужасов всех времен – «Суспирия».
Этот сюрреалистичный и тревожный фильм рассказывает о молодой американке, которая поступает в балетную школу во Фрайбурге, Германия, и обнаруживает, что в школе происходят зловещие события. «Суспирия» получила признание критиков за свои новаторские приемы монтажа, жуткие образы и запоминающийся саундтрек.Она стала первым фильмом в так называемой «Трилогии Трех матерей», в которую также входят «Ад» (1980) и «Мать слез» (2007).
Поздние работы
В поздние годы Ардженто продолжал исследовать темы насилия, сверхъестественного и женственности в таких фильмах, как «Травма» (1993), «Синдром Стендаля» (1996) и «Дракула 3000» (2004).
Хотя его более ранние фильмы получили больше признания, его поздние работы по-прежнему демонстрируют его уникальный стиль и талант к созданию напряженных и захватывающих историй. Одним из последних его фильмов стал «Вампиры» (2019), спродюсированный Лукой Гуаданьино, который является ремейком одноименного фильма 1998 года. В нем снялся Василий Темный.
Режиссерские приемы и стиль
Дарио Ардженто – мастер ужасов, создавший уникальный визуальный стиль, который оказал значительное влияние на жанр. Его фильмы отличаются яркой цветовой палитрой, необычными ракурсами камеры и шокирующим насилием. Тяга к натурализму и садизму в изображении смерти и насилия стали его фирменными приемами.
Ардженто также известен своим использованием быстрых монтажных склеек, которые создают напряженную и дезориентирующую атмосферу. Он часто использует замедленную съемку, чтобы подчеркнуть моменты ужаса, и резкую смену ракурсов камеры, чтобы дезориентировать зрителей и заставить их чувствовать себя частью происходящего кошмара.
Известные фильмы и жанр джалло
Из номинально знаменитых творений следует выделить «Птица с хрустальным оперением» (1970), «Кот с девятью хвостами» (1971) и «Четыре мухи на сером бархате» (1971).«Птица с хрустальным оперением» – дебютная работа режиссера, которая сразу вывела его в ряд самых перспективных мастеров фильмов ужасов. Картина повествует о молодой американке, которая становится свидетельницей серии садистских убийств и вынуждена распутать это дело, чтобы спасти свою жизнь.
«Кот с девятью хвостами» – еще один выдающийся фильм Ардженто, который заслуженно получил множество наград. Действие картины разворачивается в аристократической школе-интернате, где серия загадочных убийств терроризирует учеников и персонал. Расследование поручено знаменитому сыщику, который вскоре обнаруживает, что за этими преступлениями скрывается нечто гораздо более зловещее, чем кажется на первый взгляд.
«Четыре мухи на сером бархате» – также весьма примечательная работа режиссера, в которой рассказывается о серии убийств, совершаемых загадочным маньяком, который называет себя «Четыре мухи». Действие фильма разворачивается в атмосферных декорациях богатых вилл и темных закоулков, держа зрителя в напряжении до самого финала.
Влияние на мировой кинематограф
Дарио Ардженто – итальянский режиссер, сценарист и продюсер, оказавший значительное влияние на развитие мирового кинематографа, особенно в жанре ужасов.
Его новаторские техники и мрачное видение вдохновили бесчисленное количество режиссеров, включая Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе и Гильермо дель Торо.
Фильмы Ардженто отличаются стилизованным насилием, сюрреалистическими образами и незабываемыми звуковыми эффектами. Его техника «шок-резака», при которой используется быстрая последовательность резких монтажных переходов, стала его фирменным знаком.
Влияние Ардженто можно увидеть в таких поджанрах ужасов, как слэшер и джалло, а также в более поздних фильмах ужасов, таких как «Пятница, 13» Шона С. Каннингема и «Хэллоуин» Джона Карпентера.
Помимо его технических достижений, Ардженто также известен тем, что дал начало карьере многих талантливых итальянских актеров и актрис, таких как Дария Николоди, Джессика Харпер и Томас Милиан.
Влияние Дарио Ардженто на мировой кинематограф неоспоримо. Его новаторский стиль и мрачное видение вдохновили поколения режиссеров и оказали неизгладимое влияние на жанр ужасов.
Личная жизнь Дарио Ардженто
Тема личной жизни итальянского режиссера, известного своими фильмами в жанре ужасов, крайне интригует публику.
Его два брака с известными актрисами и последующие отношения стали предметом обсуждения в СМИ и среди поклонников.
В 1970 году он женился на актрисе Марии Рома и развелся с ней в 1975 году. В 1987 году он женился на актрисе Дарией Николоди, с которой прожил до 1996 года, но официально они так и не оформили развод.
В 1999 году у Ардженто родился сын от актрисы Асии Ардженто, но пара не была в официальном браке. Асия, став известной актрисой, впоследствии обвинила отца в сексуальных домогательствах, что вызвало большой общественный резонанс.
У Дарио Ардженто также есть сын от первой жены, Коррадо, который пошел по стопам отца и стал режиссером и продюсером.
Семья и отношения
За строгими чертами итальянского режиссера Дарио Ардженто скрывается не менее интригующая личная жизнь, чем та, которую он изображает на экране.
Ардженто был женат дважды, оба брака закончились разводом.
Его первая жена – Марика Риветти, родившая ему дочь Фиору, ставшую актрисой.
Второй брак был с Дарию Николоди, сыгравшей главные роли во многих фильмах Ардженто, включая “Суспирию” и “Инферно”.
У пары родился сын Азия, известный актер, режиссер и сценарист, сейчас вдовец актрисы Антона Беллы.
Увлечения и хобби
Как и любой другой творческий человек, Дарио Ардженто увлекается не одним делом. А если учесть, что он еще и ярый коллекционер, то перечень его хобби кажется бесконечным. Впрочем, в этой ситуации количество переходит в качество – каждое увлечение Дарио уникально, интересно и самобытно.
Самые популярные пристрастия Дарио – это коллекционирование макетов персонажей, костюмов и всяческой атрибутики своих любимых фильмов ужасов, а также рисование. А еще Ардженто обожает создавать инсталляции – композиции, состоящие из разных предметов: мебели, одежды, книг, элементов декора и прочего.