Сегодня мы с вами поговорим об одном из самых известных русских поэтов серебряного века. О его жизни, личной жизни, творчестве, произведениях, женщинах, которые были рядом с ним и, конечно же, о его романе “Доктор Живаго”.
Биография Бориса Пастернака типична и атипична одновременно. Типична она тем, что, будучи сыном заслуженного художника и пианистки, он рос в среде творческой интеллигенции, еще в юности интересовался литературой и искусством. Атипична она тем, что Пастернак, по настоянию родителей, вначале получил университетское образование и только потом стал заниматься тем, что любил.
Борис Пастернак: жизнь и творчество
История Бориса Пастернака – это трогательное сплетение жизненных событий и творческих взлётов. Глеб пьяных называет его «одним из главных русских поэтов XX века». Но что на самом деле стоит за этим статусом?
Родился Борис Леонидович в богатой семье в Москве. Его отец был художником, мать – пианисткой. В 13 лет он уже начал писать стихи. Однако после окончания гимназии по настоянию родителей поступил на юридический факультет Московского университета. Но вскоре перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета. На этом этапе его творчество заметно повлияли немецкие поэты-романтики и русские символисты.
Детство и юность поэта
Борис Пастернак рос в многодетной интеллигентной московской семье, где превалировала творческая атмосфера. Его дом, хранящий память о художниках, композиторах и философах, стал средой, где формировались его эстетические устремления и интерес к искусству.
С ранних лет Пастернак проявлял музыкальные способности и даже сочинял простенькие пьесы. Одной из определяющих страстей его детства стало увлечение Лермонтовым. Юного Бориса заворожил мир его романтической поэзии, а первый опыт подражания любимому поэту определил вектор его будущего творчества.
В 1909 году он поступает в Московский университет, где его увлекает философия и музыка, а в 1913 году впервые отправляется за границу, посещает Италию и Германию, что существенно расширяет его кругозор и становится отправной точкой для дальнейших творческих поисков.
Ранние годы
Детство и юность Бориса Пастернака были наполнены искусством, интеллектом и любовью.
Родился он 10 февраля 1890 года в Москве в семье известного художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны. Юный Борис проявлял интерес ко всему, что его окружало, впитывая впечатления, которые позже нашли отражение в его творчестве.
С самого раннего возраста Пастернак был погружен в мир искусства. Его отец был близким другом Льва Толстого, и их дом часто посещали известные писатели, художники и музыканты. Это окружение сформировало творческий характер Бориса и его любовь к искусству во всех его проявлениях.
Влияние семьи на творчество
Семья играет важнейшую роль в формировании личности и мировоззрения любого человека, а для творческих натур она становится еще и источником вдохновения.
Борис Пастернак – яркое тому подтверждение. Его родители были людьми искусства: отец – художник, мать – пианистка.
С ранних лет Борис впитывал в себя атмосферу творчества и любви к прекрасному, что не могло не отразиться на его поэзии.
Отец привил ему любовь к живописи и поэзии, а музыка матери стала неотъемлемой частью его стихов.
В творчестве Пастернака постоянно прослеживаются мотивы семьи, любви, искусства. Его стихи пронизаны нежностью, лиризмом и глубоким пониманием человеческой души.
Литературная деятельность
Борис Пастернак прочно занял свое место в ряду величайших русских поэтов. Его творчество отличается неповторимым стилем, проникновенной лирикой и глубоким исследованием человеческой души.
Творческий путь Пастернака начался в 1913 году с публикации сборника стихотворений “Близнец в тучах”. В ранних произведениях прослеживается влияние символизма, однако Пастернак быстро выработал свой уникальный стиль, в котором органично сочетались метафоричность и разговорная речь.
Ранний период
В 1922 году Пастернак издал первый значительный сборник стихов “Сестра моя – жизнь”. В этот период его творчество отличалось экспериментальным подходом, поиском новых форм и выразительных средств. Поэзия Пастернака была насыщена яркими образами, необычными метафорами и авторскими неологизмами.
В ранний период также были написаны поэмы “Девятьсот пятый год” и “Лейтенант Шмидт”, в которых Пастернак обращается к историческим событиям и создает яркие образы революционных деятелей.
Зрелый период
В 1930-е годы Пастернак пережил творческий кризис, вызванный разочарованием в официальной советской идеологии. Однако в 1941 году он вернулся к поэзии и опубликовал сборник “На ранних поездах”, который ознаменовал начало зрелого периода творчества.
В военные годы Пастернак написал множество проникновенных стихов о войне и человеческих страданиях. Одним из шедевров этого периода является стихотворение “Зарево”, посвященное битве за Москву.
Поздний период
После войны Пастернак продолжал писать стихи, но его творчество приобрело более философское и лирическое звучание. Он размышляет о смерти, любви, искусстве и смысле человеческой жизни.
В 1957 году Пастернак завершил свой самый известный роман “Доктор Живаго”, который принес ему Нобелевскую премию по литературе в 1958 году. Однако публикация романа вызвала резкую критику со стороны советских властей, и Пастернак был вынужден отказаться от премии.
Несмотря на гонения и травлю, Пастернак продолжал писать до конца своей жизни. Его поздняя лирика отличается мудростью, принятием жизни и непоколебимой верой в силу искусства.
Дебют и ранние произведения
Первые шаги в литературе Борис Пастернак сделал в годы революции и Гражданской войны. Начало его поэтического пути было отмечено знакомством с футуризмом и символической поэзией. Среди ранних произведений выделяются «На ранних поездах» (1914), «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1916).
Ранние годы творчества Пастернака были периодом экспериментов с формой и стилем. В его поэзии преобладали урбанистические и философские мотивы. Он часто обращался к темам жизни и смерти, одиночества и смысла бытия. В некоторых произведениях ощущается влияние творчества Маяковского и Хлебникова. Пастернак также проявлял интерес к итальянской и французской культуре. Эти влияния отразились в его неоклассических стихах, в которых он обращался к античным образам и темам. Одним из ярких примеров этого периода творчества является «Сестра моя – жизнь» (1917).
Поэма “Доктор Живаго”
Замысел и создание поэмы
Замысел поэмы возник у Пастернака еще до Первой мировой войны, однако работа над ней растянулась на долгие годы. Поэт неоднократно перерабатывал и дополнял текст, вкладывая в него свои глубоко личные переживания и размышления о смысле жизни и судьбе человека.
Опубликованная в 1957 году и запрещенная в СССР, “Доктор Живаго” была впервые напечатана на языке оригинала в Италии, а затем переведена на множество других языков. Многолетние усилия Пастернака по изданию поэмы в России нашли отклик лишь в 1988 году, когда произведение вышло в советской печати.
Сюжет и герои
В центре сюжетной линии поэмы находится образ доктора Юрия Живаго, интеллигента и гуманиста, чья жизнь и судьба разворачиваются на фоне исторических событий начала XX века: Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Живаго, человек тонкой душевной организации, становится свидетелем трагических событий и пытается сохранить свои идеалы в условиях хаоса и беззакония.
Наряду с Живаго в поэме присутствует множество других персонажей, чьи судьбы переплетаются с его собственной. Среди них – его возлюбленная Лариса, прекрасная и загадочная женщина; друг и соратник Павел Антипов, преданный революционер; и отец главного героя, профессор Живаго, глубокий мыслитель и философ.
Темы и идеи
В “Докторе Живаго” Пастернак поднимает целый ряд важных тем и идей. Он размышляет о любви и смерти, о роли интеллигенции в судьбе России, о взаимоотношениях между искусством и жизнью. Поэт стремится понять, как человек может сохранить свою человечность в нечеловеческих условиях и найти смысл своей жизни в мире, полном абсурда и жестокости.
Данная поэма представляет собой многогранное произведение, которое можно читать и перечитывать, открывая все новые смыслы и грани. Обращение к ней позволяет глубже понять творчество Бориса Пастернака и его взгляды на жизнь и человека.
Сборники стихов и прозы
Творческое наследие Бориса Пастернака включает в себя множество сборников стихов и прозы, которые отражают различные стороны его поэтического таланта и взглядов на жизнь.
Лирические произведения Пастернака пронизаны глубоким лиризмом, философскими размышлениями и яркими метафорами. Его ранние сборники, такие как “Близнец в тучах” и “Поверх барьеров”, раскрывают тему поисков смысла жизни и индивидуальности.
В сборниках “Сестра моя – жизнь” и “Второе рождение” Пастернак обращается к темам любви, природы и исторических событий.
Проза Пастернака также отличается оригинальным стилем и глубиной мысли. В повести “Охранная грамота” он исследует тему творчества и взаимоотношений художника с обществом.
В романе “Доктор Живаго” Пастернак создал масштабное эпическое произведение, которое охватывает период российской истории начала XX века. “Доктор Живаго” стал одним из самых известных и переводимых произведений Пастернака, хотя и вызвал неоднозначную реакцию советских властей.
Сборники стихов и прозы Бориса Пастернака стали значительным вкладом в русскую литературу и оказали влияние на многих последующих поэтов и писателей.
Личная жизнь и отношения
Личные отношения Пастернака имели большое влияние на его творчество и биографию.Первой женой писателя стала художница Евгения Лурье.
Брак с Евгенией длился восемь лет.В 1931 году Пастернак познакомился с Зинаидой Нейгауз, ставшей его спутницей жизни.Их роман длился более десяти лет, пока в 1940 году они не поженились.Зинаида была музой и поддержкой для Бориса, помогая ему справляться с неудачами и депрессией.Однако в конце жизни Пастернак увлекся Верой Глаголевой, что привело к разводу с Зинаидой.Этот сложный и полный противоречий период нашел свое отражение в поздних стихах Пастернака.
Брак с Евдокией Зигфридой
Жизненный путь Бориса Пастернака хранит тайны о романах и браках поэта. Одним из таких стало знакомство с Евдокией Зигфридой. Встретившись в начале 1920-х годов, они в 1922 году официально стали мужем и женой.
Семейная жизнь пары протекала в любви и гармонии. Евдокия Зигфрида, дочь известного художника-живописца, была женщиной умной и образованной. Она понимала и поддерживала творческие устремления своего супруга, создавая ему комфортную атмосферу для работы. В 1923 году Евдокия родила их дочь Ирину. Однако в начале 1930-х годов в браке Пастернака и Зигфриды наметился разлад. Поэт увлекся другой женщиной – Зинаидой Нейгауз.
Развод с Евдокией Зигфридой был для Пастернака тяжелым и болезненным событием. Он продолжал поддерживать общение с дочерью и старался оказывать ей всяческую помощь и поддержку. Несмотря на развод, Евдокия Зигфрида сохранила теплые отношения с бывшим супругом, став для него близким другом и советчиком.
Вторая жена Ольга Ивинская
Второй избранницей Бориса Пастернака стала художница Ольга Ивинская.
Впервые они встретились в мастерской у Сергея Эйзенштейна.
Вокруг Бориса было много женщин, но Ольга смогла очаровать его своим свободомыслием и талантом.
В 1932 году они поженились, и Ольга стала не только женой, но и постоянной моделью для картин Пастернака.
В годы Великой Отечественной войны Ольга вместе с мужем эвакуировалась в Чистополь. Она была рядом с ним во все трудные минуты и поддерживала его в творчестве. Однако их отношения постепенно начали портиться.
В 1949 году Пастернак познакомился с поэтессой Зинаидой Нейгауз, и его брак с Ольгой оказался на грани развода.
Несмотря на это, Ольга до последнего оставалась близким другом Пастернака и поддерживала его даже после его смерти в 1960 году.
Год | Событие |
1931 | Знакомство Ольги Ивинской с Борисом Пастернаком |
1932 | Брак Ольги и Бориса |
1941 | Эвакуация в Чистополь |
1949 | Знакомство Пастернака с Зинаидой Нейгауз |
1960 | Смерть Бориса Пастернака |
Роман с Мариной Цветаевой
В литературе XX века сложно найти более страстный и драматичный роман, чем между Борисом Пастернаком и Мариной Цветаевой.
Их первая встреча произошла в 1922 году, в литературном кафе при редакции «Нового мира». По воспоминаниям современников, Цветаева была поражена Пастернаком, его внешностью и стихами.
Она искала общения с умным и талантливым человеком, а он был в центре внимания творческой интеллигенции.
Их отношения развивались стремительно, но роман был обречен с самого начала. Цветаева жила в бедности и разлуке с семьей, Пастернак был женат и не готов порвать со своей привычной жизнью.
Роман продолжался несколько лет, в основном в виде писем и редких встреч. Оба понимали, что их чувства не могут быть счастливыми, но не могли преодолеть влечение друг к другу.
В 1926 году Цветаева с дочерью эмигрировала во Францию. Их переписка продолжалась, но встречи стали еще более редкими. Пастернак женился во второй раз, Цветаева пережила немало личных трагедий.
В 1936 году они встретились в последний раз. Цветаева привезла из Парижа подготовленную к изданию книгу Пастернака «Второе рождение». Встреча была короткой и печальной.
Роман с Цветаевой оказал глубокое влияние на Пастернака, он посвятил ей цикл «Марине», один из самых ярких и лиричных в его творчестве.
Политические взгляды и общественное признание
Политические взгляды Пастернака претерпевали изменения на протяжении всей его жизни. В молодости он был близок к анархистам, позже сблизился с большевиками, а в поздние годы критиковал сталинский режим.
Общественное признание пришло к Пастернаку не сразу. Его первые сборники стихов не имели успеха, но после публикации “Сестры моей – жизни” и “Второго рождения” он стал одним из самых популярных поэтов своего времени.
Сталинские годы
В годы сталинского режима Пастернак находился под постоянным наблюдением властей. Его произведения подвергались критике, а сам он был вынужден публично отрекаться от своих прошлых взглядов.
В 1958 году Пастернак был исключен из Союза писателей СССР после того, как на Западе был опубликован его роман “Доктор Живаго”. Это произведение, в котором автор критиковал советский строй, вызвало острую реакцию со стороны властей и общественности.
Последние годы
В последние годы жизни Пастернак был восстановлен в Союзе писателей, но его произведения по-прежнему подвергались цензуре. Он умер в 1960 году, так и не став официально признанным в Советском Союзе.
Настоящее признание творчества Пастернака пришло после его смерти. В 1989 году ему была посмертно присуждена Нобелевская премия по литературе, а его произведения были переведены на многие языки мира и стали неотъемлемой частью русской и мировой литературы.