Этот раздел посвящен жизнеописанию выдающихся святых русских князей Бориса и Глеба, их подвигам во имя веры и русского народа, а также их почитанию в православной традиции.
Российская история знает немало случаев, когда люди отказывались от власти, славы и богатства ради высоких духовных идеалов. Одним из примеров такого самоотверженного служения стала жизнь князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. До наших дней дошло не так много достоверных сведений об их жизни и смерти, однако память о святых братьях сохраняется в народных преданиях и житиях, созданных в честь них.

Биография
Борису и Глебу суждено было стать первыми русскими святыми, признанными православной церковью. Их жизнь овеяна легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста.
Будущие князья Борис и Глеб были сыновьями великого киевского князя Владимира Святославича, крестившего Русь в 988 году. Борис родился 2 мая 986 года, а Глеб – 9 апреля 987 года. Оба князя получили хорошее образование и с юных лет отличались благочестием и храбростью.
Их старший брат Святополк, прозванный впоследствии Окаянным, был человеком коварным и властолюбивым. После смерти отца в 1015 году он решил захватить власть, устранив своих братьев.
Борис был старшим из сыновей Владимира, и именно он должен был наследовать великокняжеский престол. Он был любимцем отца и пользовался уважением дружины. Борис был известен своей мудростью и справедливостью.
Глеб был вторым сыном Владимира. Он был также храбр и благочестив, как и его брат Борис. Глеб был любим отцом и дружиной.
Святополк послал убийц к Борису, который в то время находился в своем дворце в Вышгороде.
Борис узнал о заговоре против него и решил бежать, но его слуги отказались его покинуть.
Борис был убит в своем шатре 24 июля 1015 года. Он был пронзен мечом в сердце.
Глеб узнал о смерти брата и решил бежать, но был настигнут убийцами и убит 5 сентября 1015 года. Он был пронзен мечом в сердце.
После смерти Бориса и Глеба Святополк стал великим князем киевским. Он правил в течение двух лет, но был свергнут войском своего брата Ярослава Мудрого.
В 1072 году мощи Бориса и Глеба были перенесены в Вышгород, где они покоятся и по сей день.
Святой благоверный князь Борис
Борис – один из самых почитаемых святых в истории русского православия, рожден с серебряной ложкой во рту, но не возгордился, а наоборот. С юности князь Борис был известен своей храбростью и мужеством на поле боя, а также мудростью и справедливостью в управлении своей дружиной. Вместе со своим младшим братом Глебом, совершившим тот же подвиг, Борис вошел в историю как символ самоотверженной любви и преданности христианским идеалам.
Борис действительно был прекрасным человеком. Он был красив, обаятелен и обладал пытливым умом, старался жить в соответствии с учением Христа. Он любил учиться и читать Священное Писание. Борис основал несколько церквей и монастырей и содействовал распространению христианства на Руси.
Убийство Бориса Владимировича
В истории, как и в жизни, есть события, которые остаются в памяти людей на века.
Убийство князя Бориса Владимировича, одного из самых ярких и благочестивых русских князей, стало одним из таких трагических событий.
Заговор и предательство
После смерти князя Владимира Святославича в 1015 году власть в Киевской Руси перешла к его сыну Святополку Окаянному.
Однако другие сыновья Владимира, в том числе Борис, не признали его власть, считая, что их старший брат, согласно завещанию отца, должен был править Киевом.
Святополк, опасаясь за свой трон, решил устранить своих соперников и организовал заговор.
Предательское убийство Бориса Владимировича стало первым ударом в череде кровавых событий, которые разыгрались на Руси в то смутное время.
Убийство
Летом 1015 года Борис Владимирович со своей дружиной находился в походе на печенегов.
Святополк, воспользовавшись этой возможностью, послал убийц, которые напали на лагерь Бориса у реки Альты.
Несмотря на яростное сопротивление дружинников Бориса, они были преданы и перебиты.
Тяжело раненый Борис был заколот мечами и пронзен копьем.
Последствия и память
Убийство Бориса Владимировича вызвало возмущение и скорбь по всей Руси.
Вместе с Борисом были убиты его верный слуга Георгий и еще несколько дружинников.
Борис и его брат Глеб, также убитый по приказу Святополка, были канонизированы Русской Православной Церковью как святые мученики.
Их память почитается православными верующими до сих пор, а их имена навсегда остались в истории Русского государства.
Мощи Святого Бориса
Куда перенесены мощи Святого Бориса и когда это произошло, исторические сведения не раскрывают. Но известны места обретения, перенесения и сохранения его святых останков. О них – далее в статье.
Обретение мощей. Перенесение во Владимир, а затем Киев
В 1072 году была совершена первая попытка перенести останки Святого Бориса во Владимир. Но после того, как был вскрыт склеп, благоухание от мощей святого распространилось настолько, что все присутствующие испытали головокружение, и тогда мощи снова захоронили. А в 1115 году князь Владимир Мономах по приглашению церковных иерархов переносит мощи своего деда Бориса в построенную им же Вышгородскую церковь и прославляет его в лике святых. В связи с нашествием монголов, когда возникла угроза потери мощей, некоторое время они были спрятаны в тайнике в земле, но чудесным образом обретены и с почестями снова помещены в раку.
Перенос мощи во Владимир
В 1164 году князь Андрей Боголюбский переносит с юга на северо-восток своей империи, в построенный им город Владимир, весь сонм святынь Руси – икону Богоматери Владимирской, мощи святого Федора и часть мощей святых Бориса и Глеба. Произошло это событие в самый лютый холод, 6 сентября, во время установления всероссийского праздника, в основе которого лежал одноименный праздник, отмечаемый в Вышгороде. С этого времени в городе Владимире начинают почитать не только чудотворную икону, но и мощи святых князей, прижимаясь к которым, люди получали исцеления от разных скорбей и болезней.
Храмы во имя Святого Бориса
Храмы, возведенные в честь благоверного князя Бориса, служат свидетельством его святости и почитания верующими. Эти святыни разбросаны по городам и весям нашей необъятной страны, каждая из них имеет свою уникальную историю и особенности.
Первые храмы во имя Святого Бориса появились вскоре после его канонизации, которая состоялась в 1072 году.
В Москве наиболее известными храмами, освященными в честь князя Бориса, являются церковь Бориса и Глеба в Зюзине и церковь Бориса и Глеба на Арбате. В других городах России также имеется множество храмов, посвященных святому благоверному князю.
Например, в Санкт-Петербурге имеется храм Бориса и Глеба на Синопской набережной, а в Ярославле – церковь Бориса и Глеба на Волжской набережной.
Эти храмы являются местами паломничества верующих, которые приходят сюда для того, чтобы помолиться святому Борису, попросить у него помощи и заступничества.
Икона Святого Бориса
На иконах Святого Бориса изображают в царском облачении с шапкой Мономаха на голове. В левой руке святой держит меч, а в правой – крест. Такая символика указывает на то, что Борис был не только полководцем, но и глубоко верующим человеком.
Многие верующие обращаются к иконе Святого Бориса с молитвой о защите от врагов, о помощи в трудных ситуациях и о даровании мудрости. Святой Борис считается покровителем воинов и всех тех, кто находится в опасности.
Древнейшие иконы святых Бориса и Глеба
Свидетельства почитания Бориса и Глеба в искусстве позволяют предположить, что они появились уже вскоре после их кончины. Ранние иконы святых до нас не дошли.
Изображения Бориса и Глеба встречаются на иконах, написанных в 11-12 веках, совместно с их отцом князем Владимиром и другими святыми.
Икона “Симеон и Анна с младенцем”, 12 век
Самая ранняя, дошедшая до нас икона с изображением Бориса и Глеба – “Симеон и Анна с младенцем”. Ее датируют 12 веком.
На иконе святые изображены в виде отроков, стоящими по сторонам Богородицы и обращенными к ней. Борис и Глеб держат в руках свитки с надписями.
Икона хранится в Новгородском музее-заповеднике.
Икона “Похвала Богоматери”, 12 век
Еще одна ранняя икона с изображением Бориса и Глеба – “Похвала Богоматери”. Ее также датируют 12 веком.
На иконе святые изображены стоящими в нижнем ряду святых, вместе с княгиней Ольгой, князем Владимиром и другими святыми.
Образы Бориса и Глеба на иконах 12 века полны величия и благородства. Их пишут в княжеских одеждах, с нимбами вокруг головы, в руках у них мечи или свитки.
Иконография святых братьев
На иконах святые князья Борис и Глеб изображаются в образе благородных юношей, в княжеских плащах и коронах. Их лики кроткие и умиротворенные. В руках они держат мечи. Эта символика напоминает о том, что князья приняли мученическую смерть от руки своего старшего брата Святополка. Иконы святых Бориса и Глеба часто помещают в соборах и церквях рядом с иконой святого князя Владимира.
В более поздних иконах святых Бориса и Глеба изображают на конях, в доспехах и с мечами в руках. Это связано с тем, что братья считались покровителями княжеской дружины и воинов.
Детство и юность князя Бориса
О ранних годах жизни святого князя известно не так много сведений. Родился Борис в княжеской семье в 986 году. Его отцом был выдающийся киевский князь Владимир Святославич, а матерью – болгарская царевна Милослава.
С малых лет Борис воспитывался в благочестии и христианских добродетелях, получил прекрасное образование. Известно, что князь с юных лет отличался кротким и мягким нравом, любил проводить время в молитвах, был отзывчивым и щедрым. В 1010 году отец посылает сына наместником в Ростовскую землю. Там Борис развивает край, основывает новые города, строит храмы, заботится о своем народе.
Семья и происхождение князя
Князь Борис (в крещении Роман) и Глеб (в крещении Давид) были сыновьями Крестителя Руси, Великого князя Киевского Владимира Святославича и его жены Анны (в крещении Ирина), дочери византийского царя Романа II. Борис был старшим, а Глеб младшим. Владимир был представителем династии Рюриковичей, а мать Бориса и Глеба придерживалась варяжских корней.
Владимир Святославич был очень любвеобилен и имел много детей. Точное количество его детей до сих пор неизвестно. Историки предполагают, что у него было от 11 до 14 сыновей и от 6 до 12 дочерей. По древним летописям доподлинно известно о 13 детях, среди которых и Борис с Глебом.
Матерью Бориса и Глеба, по всей видимости, была Анна Византийская, которая занимала особое положение среди жен князя. Она была первой княгиней Киевской Руси, которая приняла христианство. Считается, что Анна умерла в 1011 году, ее канонизировали в лике святых в Русской православной церкви.
Образование и воспитание
В юном возрасте Борис и Глеб получили достойное обучение. Они обучались грамоте, изучали Священное Писание и богослужебные книги. Их духовное образование происходило под руководством наставников, которые прививали им христианские ценности и знакомили с основами веры.
Помимо духовного развития, князьям уделялось внимание и физическому воспитанию. Они осваивали боевые искусства, учились управлять конем и стрелять из лука. Такая подготовка готовила их к будущим военным походам и участию в княжеских дружинах. Воспитание Бориса и Глеба было основано на высоких нравственных принципах, которые они пронесли через всю свою жизнь, став примером для потомков. Их образование и воспитание позволили им реализовать свой потенциал как мудрых и благочестивых правителей, достойных почитания как святых.