Семейное положение – Женат
Дата рождения – 28. 08.1972
Карьера – Режиссер, сценарист
Социальные сети:
Детство и юность
Борис Хлебников родился 28 августа 1972 года в интеллигентной московской семье. Его отец, Игорь Хлебников, был известным философом, специалистом по истории философии и автором многочисленных научных трудов. Мать, Наталья Хлебникова, работала в области теоретической физики, занималась преподавательской деятельностью.
С ранних лет Борис рос в атмосфере интеллектуальных дискуссий и споров родителей на философские, научные и культурные темы.
Как вспоминал сам режиссер, он завидовал родителям, понимая, насколько интересной и увлекательной была их работа. Эти домашние беседы пробудили в мальчике жажду знаний и развили аналитическое мышление.
В школьные годы Борис не проявлял особого прилежания и тяги к гуманитарным наукам. Русский язык и литература давались ему с трудом, в то время как точные науки, особенно биология, вызывали живой интерес.
Хлебников увлекался изучением живых организмов, их строения и взаимодействия с окружающей средой. Его любимой книгой с детства была приключенческая повесть Роберта Льюиса Стивенсона “Остров сокровищ”.
После окончания школы Борис последовал своему увлечению и поступил на биологический факультет одного из московских вузов. В течение двух лет он постигал азы биологии, работая параллельно лаборантом, чтобы иметь дополнительный заработок. Какое-то время Хлебникову даже пришлось подрабатывать продавцом на рынке.
Настоящим открытием для молодого человека в этот период стало кино. Борис регулярно посещал легендарный Музей кино на Красной Пресне, где мог целый день изучать фильмографию разных режиссеров – от самых ранних до поздних работ. Он настолько увлекся кинематографом, что в определенный момент осознал – его истинное призвание стать режиссером.
Поэтому, бросив занятия биологией, Хлебников подал документы на киноведческий факультет культового ВГИКа и был зачислен. В дальнейшем, уже будучи именитым режиссером, он неоднократно отмечал, что был очень рад учиться именно на этом факультете.
По его мнению, студенты, обучающиеся режиссерскому мастерству, зачастую воспринимают кино поверхностно и не вникают в суть. В то время как киноведы изучают киноискусство предельно глубоко, вдумчиво анализируя каждый фильм.
Так увлечение биологией и естественными науками сменилось у Бориса Хлебникова интересом к философии, искусству и, в конечном итоге, кинематографу. Творческая натура, воспитанная в интеллигентной семье, открыла для себя призвание режиссера. А углубленное изучение кино во ВГИКе заложило фундамент для его будущих выдающихся работ.
Актерская карьера
Творческий путь Бориса Хлебникова начался еще в студенческие годы во ВГИКе, где он обучался на киноведческом факультете. Первой его режиссерской работой стал 21-минутный документальный фильм “Мимоход”, снятый совместно с однокурсником Алексеем Попогребским в 1998 году.
Затем в 2003 году тандем молодых режиссеров представил свой дебютный полнометражный игровой фильм “Коктебель”. Сценарий этой семейной драматической ленты об отношениях отца и сына, путешествующих из Москвы в Крым, стал победителем конкурса сценариев Европейской киноакадемии в рамках Берлинале, а также получил поддержку Минкультуры РФ.
“Коктебель” был высоко оценен отечественными критиками и зрителями – на ММКФ фильм получил спецприз жюри, приз ФИПРЕССИ за дебют и награду российских кинокритиков.
После успеха “Коктебеля” творческие пути Хлебникова и Попогребского разошлись. В 2006 году режиссер снял следующую полнометражную картину “Свободное плавание”, психологическую драму о людях, потерявших работу после закрытия городского завода. За этот фильм Борис Хлебников был удостоен приза за лучшую режиссуру на престижном кинофестивале “Кинотавр” в Сочи, а также сразу двух премий “Белый слон” за лучший фильм и режиссуру.
Следующей значимой работой Хлебникова стал документальный фильм “Уехал” 2007 года, снятый совместно с Валерией Гай Германикой и повествующий о жизни белорусского гастарбайтера в России. А в 2009 году на экраны вышли еще два его проекта – художественный фильм “Сумасшедшая помощь” и короткометражка “Позор” для киноальманаха “Короткое замыкание”. Также в этот период Хлебников поучаствовал в создании телевизионного историко-документального проекта “Черчилль”.
Помимо активной режиссерской и сценарной деятельности, Борис Хлебников преподает во ВШЖ ГУ-ВШЭ, обучая студентов документальному кино и продюсированию телефильмов. Он также входит в отборочную комиссию программы крупного фестиваля “Кинотеатр.doc” и был одним из основателей Киносоюза в 2010 году.
Ранний период творчества Хлебникова характеризуется камерностью повествования, неспешным темпом, вниманием к мелочам, деталям быта и внутреннему миру обычных людей.
Критики отмечали созерцательный минимализм его фильмов, сравнивали режиссера с Джармушем и Каурисмяки, причисляли к новой волне авторского российского кино наряду с Попогребским, Мизгиревым, Хомерики и другими молодыми режиссерами. При этом на первый план в работах Хлебникова выходили не сюжетные перипетии, а внутреннее настроение, атмосфера, состояние героев и мира вокруг них.
Личная жизнь
Борис Хлебников уже многие годы счастлив в браке со своей женой Ольгой. Она тоже является деятелем киноиндустрии – работает художником-постановщиком и монтажером. Благодаря общей сфере деятельности, у супругов установилось крепкое взаимопонимание и творческая связь.
Ольга неоднократно принимала участие в создании фильмов своего мужа, они вместе трудились над такими картинами как “Аритмия”, “Сумасшедшая помощь”, “Коктебель”, “Свободное плавание” и другими. Общее дело и работа в одной команде, безусловно, только укрепили их союз.
В интервью Борис неизменно отзывается об Ольге с большой теплотой и признательностью, называя ее надежным тылом и опорой в жизни. По словам режиссера, только благодаря мудрости и поддержке супруги ему удается совмещать напряженную работу с ролью главы семейства.
У четы Хлебниковых подрастают два сына. Старший сын некоторое время обучался на сценарном факультете ВГИКа, но затем решил сменить вуз и перевестись на сценарные курсы Александра Гоноровского. Возможно, юноша пошел по стопам отца и свяжет жизнь с кинематографом.
О младшем сыне Хлебниковых сведений меньше. Известно лишь, что он еще школьник и пока не определился с будущей профессией. Вполне вероятно, что отец постарается привить ему любовь к искусству и кино.
Несмотря на плотный рабочий график, режиссер старается как можно больше времени проводить с женой и сыновьями. По его словам, именно семья вдохновляет его на новые творческие свершения, помогает восполнять энергию и находить гармонию.
В редких интервью Хлебников подчеркивает важность воспитания детей в атмосфере любви и взаимоуважения. Он старается быть для сыновей не только добытчиком и строгим отцом, но и лучшим другом, наставником, с которым можно поделиться секретами и получить мудрый совет.
Хлебников не заводит личных аккаунтов в социальных сетях, не публикует семейные фотографии. Его дом для него – настоящая крепость, место, где он может быть самим собой и отдохнуть от суеты.
По мнению режиссера, чрезмерная публичность частной жизни может только навредить гармонии в семье. Он считает, что излишнее внимание посторонних может испортить атмосферу душевного уюта и доверия, которую он так бережно создает дома.
Борис Хлебников сейчас
В 2023 году режиссер анонсировал работу над новым полнометражным проектом. Съемки фильма под рабочим названием “Простые вещи”. Действие должно было разворачиваться в 90-е годы в столичном районе Черемушки.
Параллельно с кинематографической карьерой Борис Хлебников активно занимается преподавательской деятельностью. Он является профессором на кафедре режиссуры во Всероссийском государственном университете кинематографии (ВГИК).
Кроме того, с 2019 года Хлебников преподает режиссуру на базе мастерской режиссуры Высшей школы журналистики Высшей школы экономики. Он читает лекции, проводит мастер-классы и курирует работу студентов-дебютантов над их короткометражными проектами.
Хлебников входит также в жюри фестиваля документального кино “Артдокфест”, работая в отборочной комиссии. Он лично просматривает заявки и отбирает лучшие неигровые картины для участия в конкурсной программе.
В многочисленных интервью Борис Хлебников подчеркивает важность следования своим творческим принципам вне зависимости от критики, цензуры или конъюнктуры. Он является ярым приверженцем независимого авторского кино, максимальной достоверности в передаче деталей и импровизации на съемочной площадке.
По словам режиссера, настоящее кино должно отражать реальную жизнь без прикрас, побуждать зрителя к размышлениям. Он активно использует элементы документалистики, артхаусную эстетику, нарочито избегая гламурных декораций.
В своих работах Хлебников стремится изобразить простых людей со всеми их слабостями и заботами. Он погружает зрителя в атмосферу российской повседневности со скупым бытом, языком и бесконечным юмором в мелочах.
Борис Хлебников находится на пике своей творческой формы и авторитета. После триумфа “Аритмии” он получил множество престижных наград и мировое признание. Параллельно режиссер плодотворно трудится над новыми проектами, а также передает свой бесценный опыт молодому поколению кинематографистов.
Фильмы Бориса Хлебникова
🏖️ “Коктебель” (2003)
Хлебников дебютировал этой трагикомедией, которая сразу же принесла ему Гран-при “Кинотавра”. Фильм рассказывает о семье среднестатистических москвичей, отправившихся на летний отдых в Коктебель. Через призму их ссор, радостей, забот и мелких неурядиц режиссер смог тонко показать всю палитру чувств и переживаний обычных людей.
Сочетание комедийных и драматических нот, импровизационная игра актеров, использование ручной камеры и отказ от гламурных декораций – все это стало визитной карточкой стиля Хлебникова. “Коктебель” был высоко оценен критиками за свежий подход и погружение в повседневную российскую реальность.
🏊♀️ “Свободное плавание” (2006)
Вторая полнометражная работа в авторском стиле Хлебникова. Две параллельные истории: интеллигентного театрального критика и грубого полукриминального элемента. Режиссер мастерски исследует контраст между цивилизованностью и первобытными инстинктами, показывая, как тонка грань между ними.
Картина затрагивает темы отцов и детей, утраты смыслов. Участие в Берлинском кинофестивале подтвердило международный авторитет Хлебникова как тонкого стилиста.
🤪 “Сумасшедшая помощь” (2009)
Черная комедия с трагическими нотками о докторе скорой помощи в глубинке. Ему приходится спасать людей, зачастую страдающих от собственной глупости. При этом работники местной “скорой” вынуждены выживать в условиях жесткой экономии и недофинансирования.
Хлебников сочетает гротескный юмор с реалистичным показом тяжелых реалий современной России. Удачно переданы колоритные речевые обороты и живые диалоги персонажей.
😊 “Долгая счастливая жизнь” (2013)
Драма, основанная на реальных событиях и посвященная проблемам воспитанников детдомов. Хлебников прослеживает судьбы трех друзей из интерната на протяжении многих лет на фоне смены эпох в стране. Ему удается очень точно передать психологию брошенных детей, их мечты, страхи и разочарования.
Также в центре внимания – критика системы и равнодушия чиновников, калечащих человеческие судьбы. Фильм отмечен печатью безжалостного социального реализма.
💓 “Аритмия” (2017)
Главный хит в карьере Хлебникова на данный момент. Драма об увлеченном работой враче скорой помощи, пренебрегающем семьей. Фильм получил Гран-при “Кинотавра”, премию “Золотой орел” и целый ряд других престижных наград.
Критики высоко оценили глубокий психологизм картины, живые диалоги, документальную эстетику и яркие образы героев в исполнении Александра Яценко и Ирины Горбачевой. Широкое признание как в России, так и на Западе.
☁️ “Шторм” (2019)
Триллер по реальным событиям о поисках пропавшего в Баренцевом море судна силами пограничников и спасателей. Хлебникову удалось передать драматизм ситуации, сочетая динамичный сюжет и сильные характеры героев. Большое внимание уделено деталям морской операции и работе спецслужб. Важная тема – преданность делу и готовность к самопожертвованию ради спасения жизней.
🐦 “Снегирь” (2023)
Новейшая на сегодня работа Хлебникова рассказывает о судьбе простой женщины из глубинки, ставшей по воле случая участницей больших исторических событий. По сюжету, действие частично происходит в годы репрессий 30-х годов в СССР.
Режиссер мастерски погружает в атмосферу тоталитарного государства, сталкивая хрупкий женский характер с жерновами репрессивной машины. При этом немалое внимание уделено и противостоянию человеческого духа современным формам подавления личности.
Помимо полнометражных лент Хлебников снял несколько новелл для киноальманахов, документальных фильмов об искусстве и короткометражек. Его стиль отличается натурализмом, импровизацией, смешением жанров, вниманием к деталям повседневной жизни и “эффектом присутствия” для зрителя.
Любимые темы – одиночество, распад семей, борьба с системой несправедливости, судьбы простых людей.
Лауреат многих престижных кинопремий, Хлебников считается одним из самых ярких и самобытных авторов современного российского кинематографа, мастером тонкой психологической драмы и беспощадного социального реализма.
Награды и признание
Борис Хлебников был удостоен нескольких престижных наград и номинаций:
– Премия “Белый слон” Гильдии киноведов и кинокритиков за лучший фильм 2017 года
– Номинация на премию “Ника” за лучшую режиссерскую работу (2018)
– Премия российской киноакадемии “Золотой орел” за лучший игровой фильм (2018)
– Премия “Восток-Запад. Классика и авангард” за лучший полный метр (2018)
Интересные факты
🔪✂️ История с ножницами от Агнешки Холланд на ММКФ в 2003 году получила свое продолжение. Спустя годы Хлебников признался, что воспринял это как своеобразное напутствие и в дальнейшем действительно стал гораздо более придирчиво относиться к монтажу своих фильмов.
👨🏫 В рамках своей педагогической деятельности в Высшей школе журналистики НИУ ВШЭ Хлебников читает авторский курс “Создание неигрового фильма”. Он делится с молодыми режиссерами своими методиками и секретами работы над документальным кино.
📚 Страсть к перечитыванию русской классики у Хлебникова идет из детства. В интервью он вспоминал, как в школьные годы зачитывался Достоевским, Толстым, Чеховым и поэтому полюбил эту литературу на всю жизнь.
🚑 На съемках “Аритмии” консультантами выступали не только врачи скорой помощи, но и психологи, помогавшие актерам максимально достоверно вжиться в свои роли. Ирина Горбачева, исполнительница главной женской роли, даже посещала реальные вызовы вместе с бригадами скорой.
🤐 О личной жизни Хлебников действительно старается не распространяться. Однако в одном из редких интервью он признался, что имел длительные отношения с женщиной, которая не связана с кинематографом.
📷🎥 Хлебников очень придирчиво относится к качеству визуального ряда в своих фильмах. На съемочной площадке он лично контролирует работу операторов и огромное внимание уделяет свету, цветовой гамме, композиции кадров.
🏆 Помимо Берлинале в разные годы Хлебников входил в составы жюри таких престижных кинофестивалей, как Роттердамский, Стокгольмский, “Кинотавр” и других. Его высокий профессионализм ценится коллегами по всему миру.
🌴 Среди многочисленных наград Бориса Игоревича есть также приз Каннского кинофестиваля, где в 2013 году программа “Киноальманах-92” с его новеллой получила награду “Золотая пальмовая ветвь”.
🎨 В свободное время Хлебников увлекается рисованием маслом. Он регулярно пишет пейзажи, натюрморты, портреты, черпая вдохновение в природе и окружающих его людях.
🎥🕴️ Борис Игоревич признается, что иногда ощущает влияние великих русских режиссеров-классиков, таких как Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Сергей Параджанов. Он считает себя продолжателем их традиций в поэтическом реалистичном кино.