Борис Эйфман – выдающийся деятель культуры, потрясающий хореограф и основатель собственного театра.
Имя этого талантливого человека давно стало легендой в мире искусства.
Его захватывающие постановки, отличающиеся уникальной пластикой и глубокой драматургией, покорили сердца любителей балета не только в России, но и далеко за ее пределами.
В спектаклях Эйфмана органично переплетаются классический танец, современная хореография, авангард и восточная философия, создавая ни на что не похожие, захватывающие и актуальные произведения.

Борис Эйфман – выдающийся деятель танца
Родился в Сибири, в 1946 году. После окончания Новосибирского хореографического училища танцевал в театрах Москвы и Ленинграда. В 1977-м создал свой театр в Ленинграде – ныне Санкт-Петербургский государственный академический театр балета. Его спектакли с успехом идут на лучших сценах мира, удостоены множества престижных наград, включая Государственную премию России, премии “Золотая маска”, “Бенуа танца”.
Детство и юность
Увлечение танцами
В далеком детстве Бориса, его будущую профессию определил случай. Еще школьником, прогуливаясь по улице, он увидел афишу, на которой было написано «Идет набор в балетную студию». Он не долго думал, собрался и пришел в студию. Его приняли, и с тех пор Борис стал усердно заниматься балетом.
Первые успехи
Первые успехи не заставили себя долго ждать. Уже в конце первого учебного года он стал танцевать сольные партии в спектаклях студии. В это же время он участвовал и победил в своем первом конкурсе «Юный балетный артист».
После окончания балетной студии, Борис Эйфман решил продолжить свое образование в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой. Он успешно сдал экзамены и был принят на курс к педагогу Петру Гусеву. В училище Эйфман продолжал активно заниматься балетом и участвовал во многих конкурсах.
Уже на втором курсе Борис Эйфман стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов балета в Москве, а на четвертом курсе – лауреатом Международного конкурса артистов балета в Варне. Тогда же, во время учебы, Борис встретил своего будущего друга и коллегу, выдающегося балетмейстера Владимира Толоконникова.
• Рождение и ранние годы
Борис Эйфман родился в рубашке: по воспоминаниям матери, в день его появления на свет в Новосибирске трещали 30-градусные морозы. На дворе стоял 1946 год, страна постепенно отходила от военных разрушений, а в семье Эйфманов, где подрастали двое детей, произошло радостное событие. Неутомимый труженик и идейный партиец Григорий Эйфман, работавший на крупнейшем в Сибири заводе, и его жена Евгения, увлеченная литературой и театром, души не чаяли в младшем сыне.
Борис рос любознательным и артистичным мальчиком, проявляя задатки творческой натуры. С раннего детства он любил мастерить необычные игрушки, увлекался рисованием, а в возрасте пяти лет поразил родителей своим желанием заняться хореографией. Будучи учеником подготовительного класса балетной школы Новосибирского оперного театра, он продемонстрировал великолепную пластику и природный артистизм. Однако вскоре у юного Бориса обнаружились серьезные проблемы с сердцем, и врачи настоятельно рекомендовали отказаться от дальнейших занятий балетом.
• Страсть к танцу
Борис Эйфман был рожден с непреодолимой страстью к танцу, которая на протяжении всей его жизни вела и вдохновляла его. Для него танец не был просто профессией или формой самовыражения, это была его жизнь. Каждое его движение на сцене было пронизано сырой эмоцией и безграничной энергией.
С юных лет Эйфман неустанно стремился к совершенству в своем ремесле. Он видел в танце не только физическую активность, но и мощное средство для выражения человеческих переживаний и эмоций. Талант Эйфмана к созданию захватывающих хореографий быстро стал очевидным, и его постановки не раз завоевывали признание публики и критиков.
Расцвет творческой карьеры
Период расцвета творческой карьеры Бориса Эйфмана ознаменовался появлением выдающихся постановок, которые прославили его на весь мир.
Первым триумфом стала постановка “Красная Жизель” в 1987 году. Этот балет, посвященный Гражданской войне, ошеломил зрителей и критиков своей откровенностью и смелостью. Исполнительница главной партии Татьяна Чернобровкина получила за эту работу премию “Бенуа де ла данс”.
В последующие годы Эйфман поставил одни из самых известных своих балетов: “Реквием” на музыку Пьера кюри, “Чайка” по пьесе А.П. Чехова, “Дон Кихот, или Фантазии безумца” по роману М.А. Булгакова, “Анна Каренина” по роману Л.Н. Толстого. Все они отличались новаторской хореографией, глубоким психологизмом и впечатляющими сценографией и костюмами. Благодаря своим постановкам Эйфман приобрел международное признание и стал одним из ведущих хореографов современности.
• Создание собственной труппы
Мечта о собственном театре возникла у Эйфмана еще в 70-е годы. В то время он ставил свои балеты в Екатеринбургском театре оперы и балета. Видя талант и мастерство молодых артистов, он понимал, что сможет создать что-то принципиально новое.
В 1988 году его мечта сбылась – Борис Эйфман организовал в Санкт-Петербурге Театр балета имени Леонида Якобсона. Название в честь известного советского балетмейстера было неслучайным – именно Якобсон был одним из первых учителей Эйфмана и оказал на него огромное влияние.
Год | Событие |
---|---|
1988 | Создание Театра балета имени Леонида Якобсона. |
1990 | Труппа театра получила статус государственного. |
1995 | Театр переименован в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. |
С первых дней театр Эйфмана заявил о себе как об уникальном и авангардном коллективе. Репертуар театра не ограничивался классическими постановками – Эйфман создавал новые балеты, соединяя в них классический танец с элементами модерна и драматического искусства. Его спектакли отличались зрелищностью, эмоциональностью и философской глубиной.
Театр Бориса Эйфмана быстро завоевал признание и любовь зрителей. В 1990 году труппа театра получила статус государственного, а в 1995 году театру было присвоено имя Бориса Эйфмана. Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана – один из ведущих театров балета в России и мире.
• Постановки и международное признание
Визитной карточкой Эйфмана является неповторимая хореографическая лексика, которая отличается невероятной энергией, пластической выразительностью и технической сложностью. Постановки Эйфмана всегда отличались оригинальностью и новаторством. Его спектакли покорили зрителей как в России, так и за рубежом.
В 1977 году Эйфман поставил балет «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Этот спектакль имел огромный успех и стал визитной карточкой хореографа. «Идиот» был показан на многих международных фестивалях и получил множество престижных наград. Следующими значительными постановками Эйфмана стали балеты «Красная Жизель» и «Реквием», которые также получили международное признание.
Академия танца Бориса Эйфмана
Академия основана в 1990 году. Это уникальное образовательное учреждение, которое даёт возможность учащимся получить профессиональное хореографическое образование. Здесь учат как классическому, так и современному танцу.
Студенты Академии танца обучаются по индивидуальным программам, разработанным под руководством Бориса Эйфмана. В Академии танца работают мастера своего дела, известные как в России, так и за рубежом. Студентам предоставляется проживание в общежитии. Академия танца Б. Эйфмана сотрудничает более чем с 40 зарубежными образовательными учреждениями.
После выпуска студенты получают диплом о высшем образовании по направлению «Хореографическое искусство». Выпускники Академии работают в ведущих театрах оперы и балета мира, а также преподают в хореографических училищах.
Подготовительное отделение
На подготовительном отделении обучаются дети в возрасте от 7 до 11 лет. Занятия проводятся по направлениям: классический танец, современный танец, акробатика, музыкальная грамота. Подготовительное отделение Академии танца – это возможность для детей получить начальные знания в области хореографии, развить физические данные и творческие способности. Обучение на подготовительном отделении платное.
Хореографическое училище
Хореографическое училище – основное подразделение Академии танца Б. Эйфмана. Обучение осуществляется по программам среднего профессионального образования в течение 8 лет. Основными предметами являются: классический танец, современный танец, народно-сценический танец, акробатика, история балета, музыкальная грамота, фортепиано, актерское мастерство. Обучение в училище платное.
Основание и цели
С момента своего основания, Театр балета Бориса Эйфмана стал воплощением прогрессивных художественных взглядов хореографа. Его смелые и революционные идеи бросали вызов традиционным канонам, предлагая зрителю принципиально новые формы танцевального искусства.
Эйфман стремился создать театр, в котором танец становился не просто набором движений, но полноценным языком самовыражения.
Он придавал огромное значение раскрытию внутреннего мира персонажей, исследованию глубинных пластов человеческой психики через призму телесного искусства.
Школа-студия балета Бориса Эйфмана, ныне носящая статус академии, была открыта с целью воспитания нового поколения танцовщиков, способных воплощать уникальный язык хореографа и продолжать его новаторские традиции.
Неустанный поиск, новаторский подход и стремление к художественному совершенству – вот краеугольные камни, на которых стоит творчество выдающегося хореографа Бориса Эйфмана.
• Создание академии
Тут собрались единомышленники, разделяющие единые принципы великого мастера и являющие собой неразрывную связь между прошлым и будущим, опыт и новаторство, традицию и поиск, мечту и ее воплощение.
Открывшая свои двери в 1990 году Академия танца Бориса Эйфмана по праву считается одним из ведущих хореографических учебных заведений России и мира.
Академия ведет обучение по двум направлениям: подготовка артистов балета и педагогов-репетиторов и дает возможность получить профессиональное образование студентам из разных стран и регионов России. Подготовка в Академии осуществляется по уникальной программе, разработанной и апробированной самим Борисом Эйфманом.
Также при Академии создан Детский театр, в составе которого выступают учащиеся 5-11 классов. В репертуар театра вошли одноактные балеты: “Волшебный орех”, “Нежная симфония”, “Барабанщица”, “Аленький цветочек”, “Дон Кихот”, “Онегин”, “Красная Жизель”.
В Академии введены гостевые классы для талантливых ребят со всей страны. Ребята получают ежегодные стипендии. А ежегодные конкурсы “Этуаль Будущего” дают возможность лучшим студентам пополнять труппу Театра балета Бориса Эйфмана.