Режиссер, сценарист, один из основоположников авторского кинематографа…
За свою жизнь Андрей Тарковский создал всего семь полнометражных фильмов. Этого хватило, чтобы он вошел в ряд величайших режиссеров XX века, а многие назвали бы его просто лучшим.
Он родился в 1932 году. Его детство прошло в деревне, отец работал учителем литературы, мать была корректором в местной газете. Родители мечтали, что Андрей станет музыкантом.
Но Тарковский уже в школьные годы увлекся кино. А окончив школу, поступил во ВГИК на режиссерский факультет.
В студенческие годы снял свой первый короткометражный фильм «Каток и скрипка». Уже в этом фильме проявился его уникальный поэтический стиль.
Андрей Тарковский в фотографиях
На фотографиях Андрей Тарковский запечатлён своим младшим братом Арсением, художником и поэтом. Арсений был верным другом и соратником Андрея, он запечатлел жизнь режиссёра с 1956 по 1986 годы. На фотографиях Тарковский в кругу друзей, в рабочие моменты создания фильмов и за повседневными хлопотами.
Они отражают творческий и духовный путь Андрея Тарковского, передают его внутренний мир. Режиссёр будто делится с фотографом своим видением мира, позволяет заглянуть в глубинные уголки его души и понять, что вдохновляло его на создание гениальных произведений.
Фотографии Тарковского
В них – отражение его творческого пути, от ранних черно-белых портретов до личных фотороботов, сделанных после эмиграции. На фотографиях он предстает то задумчивым, то саркастично улыбающимся, то с усталым выражением лица. Но во всех них неизменно читается сила духа, жажда жизни и вера в искусство.
Тарковский на съемочных площадках
Снимать свои первые фильмы “Иваново детство” и “Андрей Рублев” Тарковскому пришлось в трудных условиях – постоянное недовольство цензоров, нехватка пленки и неработающее оборудование.
Но даже в таких обстоятельствах Тарковский оставался верен своим принципам и не шел на компромиссы.
Перед режиссером было непростое задание – создать глубокий и масштабный фильм о средневековой Руси. Невозможность выехать на натуру заставила Тарковского возвести декорации в городе Владимире. Для съемок сцены нападения на Псков в открытом поле он вырыл траншеи, а погоню по замерзшему озеру снимал во время настоящей оттепели.
Участвуя в создании фильма “Зеркало”, которую Тарковский считал самой личной своей картиной, режиссер перенес на экран события, связанные с его семьей.
В то же время, это – рассказ о судьбе поколения, пережившего суровые годы сталинских репрессий и Великой Отечественной войны.
На съемках “Сталкер” режиссер стал свидетелем настоящей аварии на атомной электростанции, из-за чего некоторые сцены фильма были конфискованы, а материал со съемок был частично уничтожен. Несмотря на все трудности, картину все же удалось завершить.
Редкие фото Тарковского
Эти кадры запечатлели разные моменты жизни режиссера: его работу на съемочной площадке, путешествия, встречи с близкими и друзьями.
Помимо общеизвестных портретов, в подборку вошли и более личные снимки, раскрывающие внутренний мир Тарковского.
Они позволяют глубже понять творческую и человеческую сущность великого режиссера.
Андрей Тарковский – биография и личная жизнь
Многогранная личность известнейшего советского и российского режиссера Андрея Тарковского оставила заметный след в истории отечественного кинематографа. Его талант создал поистине вечные кинопроизведения, получившие международное признание. Мистическая атмосфера, авторские приемы и глубокая философская составляющая – визитные карточки его работ.
Ранние годы
Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области в семье выпускников Московского химико-технологического института. Отец, Арсений Александрович, сменил профессию и стал поэтом и переводчиком, а мать, Мария Ивановна, работала в редакционно-издательском отделе НИИ. Детство будущего гения кинематографа прошло в атмосфере творчества и искусства.
В 1951 году Тарковский поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где учился у легендарного режиссера Михаила Ромма. В 1956 году состоялся его режиссерский дебют: короткометражный фильм “Убийцы” по рассказу Эрнеста Хемингуэя был показан на Венецианском кинофестивале. Дипломной работой стал фильм “Каток и скрипка” по рассказу Валентина Распутина.
Первые годы жизни, семья и образование
Самое начало жизненного пути Андрея Тарковского ознаменовано 1932 годом, когда он появился на свет в деревне Завражье Ивановской области. Режиссер состоялся в непростые для СССР годы – период политических репрессий и Великой Отечественной войны.
Иваново, город, в котором провел раннее детство Тарковский, стал местом первого знакомства с миром кино: маленького Андрея привлекли операторы на улице. Интерес к кинематографу передался от отца Арсения Тарковского, который впоследствии стал известным поэтом. Рахман Сатиев
Отец семейства, высококлассный переводчик с арабского (в копилке его работ – переводы произведений Рудаки и Алишера Навои), был откомандирован в 1939 году в Москву, и семья последовала за ним, перебравшись в столицу в условиях грядущей войны.
В 1941-м отец Андрей ушел на фронт – на полевых аэродромах участвовал в качестве военного корреспондента, а семья эвакуировалась до 1943 года в Юрьевец, расположенный на Волге.
После окончания школы Андрей Тарковский поступил во ВГИК, в режиссерскую мастерскую Михаила Ромма, основоположника советского неореализма, получившего международное признание благодаря киноленте «Обыкновенный фашизм».
Творческий путь и признание
Тарковский создал собственный уникальный киноязык. Его фильмы отличает глубокий гуманизм, духовность и философская глубина. “Андрей Рублев”, “Солярис”, “Сталкер” и другие картины вошли в золотой фонд мирового кинематографа и по сей день оказывают огромное влияние на режиссеров и зрителей.
Тарковский начинал свой творческий путь на телевидении, но уже его короткометражка “Каток и скрипка” привлекла внимание критиков. Первым успехом стал фильм “Иваново детство” (1962), получивший главный приз Венецианского кинофестиваля. С тех пор почти каждый фильм режиссера становился событием. “Андрей Рублев” вызвал бурные дискуссии и получил признание на Каннском кинофестивале. “Солярис” стал одним из самых известных фильмов советской эпохи, а “Сталкер” принес Тарковскому Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
Личная жизнь
Личная жизнь Андрея Тарковского была не менее драматичной, чем его фильмы. Он был женат дважды, и оба брака оказались для него сложными и болезненными.
Впервые Тарковский женился в 1957 году на Ирме Рауш, дочери известного советского архитектора. Брак просуществовал всего несколько лет и закончился разводом.
В 1970 году Тарковский женился во второй раз на Ларисе Кизиловой. Лариса была талантливой актрисой, и она сыграла главную женскую роль в фильме Тарковского «Андрей Рублев». Брак продлился 13 лет, но был омрачен постоянными ссорами и конфликтами.
В 1983 году Тарковский эмигрировал из СССР вместе со своей второй женой и сыном Андреем. Эмиграция стала для Тарковского тяжелым испытанием, но она также дала ему возможность обрести творческую свободу и признание на международном уровне.
Андрей Тарковский – кинорежиссер и художник
Уникальность видения мира, исключительная требовательность к себе, особенный взгляд на искусство сделали Андрея Тарковского выдающимся режиссером в советском и мировом киноискусстве. Он оставил после себя глубокий след в кинематографе, создав шедевры, которые до сих пор волнуют и заставляют задуматься. Тарковский открыто противопоставлял себя официальной власти и кинематографической идеологии.
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в городе Завражье Ивановской области. Детские и юношеские годы он провел в Юрьеве-Польском, где в 1951 году окончил среднюю школу. В 1952 году, не без протекции своего двоюродного дяди, известного поэта Арсения Тарковского, он поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Он учился в мастерской Михаила Ромма, который оказал большое влияние на его творческое формирование.
Особенности творчества и стиль
Мало кто из кинематографистов способен так завораживать зрителя, как это делал Тарковский. Картины Андрея Арсеньевича выделяются самобытным стилем, глубиной мысли, мифологичностью образов и уникальной атмосферой.
Тарковский мастерски владел символизмом, превращая привычные вещи в знаки и метафоры. Его фильмы изобилуют длинными планами, статичной камерой и глубоким психологизмом. Через созерцательное повествование режиссер исследовал духовные поиски человека, его связь с природой и верой. Фильмы Тарковского часто наполнены религиозной тематикой и аллюзиями на мифы и библейские сюжеты.
Мистицизм и метафизика
Мистицизм – один из главных элементов творчества Андрея Тарковского. Режиссер считал, что реальность не ограничивается видимым миром, и настаивал на существовании метафизической составляющей. Он исследовал мир через сны, видения и галлюцинации, отчего его фильмы обретали сюрреалистический и фантасмагорический характер.
Фильмы Тарковского
Кинематографическое наследие Андрея Тарковского, пожалуй, самое значимое в истории советского кино. Его фильмы отличает глубина философских размышлений, потрясающая визуальная эстетика и стремление проникнуть в тайны человеческой души.
Ранние работы Тарковского, такие как “Иваново детство” и “Андрей Рублев”, поражают своим поэтическим языком и мастерским использованием символики. В них режиссер исследует темы войны, искусства и духовных поисков.
Поздние фильмы Тарковского, включая “Зеркало”, “Сталкер” и “Ностальгия”, стали еще более сложными и экспериментальными. В них он отходит от повествовательных схем, создавая медитативные и созерцательные работы, предназначенные для размышлений и духовного роста.
Ранние работы
“Иваново детство” (1962)
Первый полнометражный фильм Тарковского – пронзительная и душераздирающая история о юном мальчике-разведчике на войне. В нем режиссер исследует темы человеческой жестокости и искупления.
“Андрей Рублев” (1966)
Это эпическая фреска о жизни знаменитого русского иконописца XV века. Фильм наполнен сценами средневековой Руси, символизмом и размышлениями о роли искусства и духовности в обществе.
Поздние фильмы
“Зеркало” (1975)
Лично окрашенный и ностальгический фильм, в котором Тарковский исследует свою семейную историю и собственное детство, которое совпало с эпохой террора и войны. Фильм стал одним из самых личных и откровенных его произведений.
“Сталкер” (1979)
Футуристическая и сюрреалистическая драма о группе людей, которые путешествуют в запретную Зону в поисках мифической Комнаты, где можно исполнить заветные желания. Фильм стал притчей о человеческих надеждах, страхах и духовных поисках.
“Ностальгия” (1983)
Последний фильм Тарковского, снятый в Италии, рассказывает о русском композиторе, который приехал в западноевропейскую страну и столкнулся с ощущением отчуждения и тоски по родине. Фильм стал размышлением о памяти, идентичности и духовной связи между людьми.
Награды и признание
Творчество Андрея Тарковского вызвало восторженный отклик по всему миру.
Режиссер получил множество престижных наград, включая “Золотую пальмовую ветвь” Каннского кинофестиваля и Золотой приз Московского.
Его фильмы неоднократно номинировались на премию “Оскар” и завоевали признание критиков.
Талант Тарковского высоко оценили как на родине, так и за рубежом.
Его фильмы входят в число величайших достижений мирового кинематографа и продолжают вдохновлять режиссеров, актеров и зрителей.
В 2023 году в России вышла новая картина с его участием (“Келли леброк“), отдающая дань уважения наследию этого выдающегося режиссера.
«Андрей Рублев» – шедевр Тарковского
Замысел фильма возник у режиссера в 1962 году после посещения музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Воплотить его на экране удалось только пять лет спустя.
«Андрей Рублев» – монументальное полотно, 205-минутное путешествие в XV век, время духовных исканий и исторических потрясений.
Это не жизнеописание реального художника, а скорее попытка создать портрет эпохи и осмыслить саму природу творчества.
Фильм состоит из семи новелл, объединенных фигурой иконописца Андрея Рублева. Каждая новелла – это отдельное произведение искусства, самодостаточное и глубокое.
«Андрей Рублев» – фильм о власти и насилии, вере и предательстве, о вечном противостоянии добра и зла. Но, прежде всего, это фильм об искусстве и его предназначении.
Тарковский рассматривает искусство как высшую форму духовного подвига, как путь к Богу. Андрей Рублев – гениальный художник, который посвятил свою жизнь служению высшим идеалам.
Однако фильм не идеализирует своего героя. Андрей Рублев – сложный и неоднозначный персонаж, подверженный сомнениям и страстям. Он проходит через многие испытания, но не утрачивает веры в свое призвание.
«Андрей Рублев» – не просто фильм, это философское эссе, приглашающее зрителя к размышлениям о самых важных вопросах бытия: о жизни, смерти, любви, поиске себя, предназначении человека и смысле искусства.
Это одна из тех редких картин, которые оставляют глубокий след в душе, заставляют задуматься и меняют сознание.