Александр Петрович Сумароков – один из самых известных русских поэтов, драматургов и литературных деятелей XVIII века. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской литературы и оказало влияние на последующие поколения писателей. Его произведения до сих пор пользуются популярностью у читателей и изучаются в школах и университетах.
Сумароков был одним из первых русских писателей, кто получил образование в Европе. Его произведения отличались высоким мастерством и следованием классическим образцам.
Александр Сумароков – жизнь и творчество
Жизнь Александра Сумарокова была наполнена поисками признания и славы.
Он родился в 1717 году в состоятельной дворянской семье.
В юности Сумароков служил в гвардии.
Но вскоре он осознал свое истинное призвание – стихосложение.
В 1748 году вышла его первая трагедия «Хорев», которая принесла ему известность и звание «русского Вольтера».
Сумароков писал трагедии, комедии, басни, оды и другие произведения.
Его творчество отличалось разнообразием форм и тематики.
Сумароков был новатором в русской литературе, выступал за следование классическим образцам и соблюдение правил стихосложения.
Он активно участвовал в литературной жизни, создал собственный театр и журнал.
Сумароков оставил заметный след в русской культуре, его произведения оказали значительное влияние на развитие русского языка и литературы.
Биография и личность
Судить об Александре Сумарокове, исследуя его биографию и творческий путь, причудливым и не слишком логичным, – значит, познакомиться с целой эпохой, с переломным периодом в истории общества и культуры, с борьбой старого и нового.
Как и у большинства русских писателей XVIII в., литературный труд Сумарокова не был его профессией в полном смысле слова. Начинал он свою деятельность при дворе после окончания Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, где изучал науки, языки, фортификацию, историю и этикет. Через четыре года был зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Примерно в эти же годы, еще будучи в корпусе, Сумароков увлекся поэзией и начал писать.
Его ранние лирические стихи проникнуты галантным изяществом. Необычайная популярность пришла к стихам о прекрасных дамах, написанным на французский манер: “К Авдотье Васильевне”, “На Пармениду”, “Пармениде”. Есть в раннем творчестве сатирические и иронические стихи (“Эпистола о стихотворстве”, “Ода к богатому невеже”, “Притча о беспутном сыне”). Но в творчестве зрелого Сумарокова доминируют две темы: патриотическая (“Гимн победе над турками и татарами”, “На взятие Бендер”) и любовная (“Песни”, “Сонеты”, “Эклоги”).
Происхождение, детство и юность
Жизнь Александра Петровича Сумарокова тесно связана с важными событиями в истории России. Будущий писатель и государственный деятель родился 14 (25) ноября 1717 года в состоятельной дворянской семье в деревне Никольской Московской губернии. Сумароковы происходили из известного и богатого рода. Отец Александра, Петр Саввич, служил воеводой в Олонце и отличался храбростью, за что был отмечен Петром I. Мать, Наталья Григорьевна, была дочерью стольника и приходилась дальней родственницей А.Д. Меншикову.
В раннем детстве Александр получил домашнее образование. Первым его учителем стал дед по отцу, Савва Федорович, который привил внуку любовь к чтению. Александр с жадностью изучал труды античных авторов, французских философов и ученых. По словам современников, в 12 лет он уже свободно переводил с латинского и французского языков.Дальнейшее образование Сумароков получил в Шляхетном кадетском корпусе, куда был зачислен по протекции своего дяди графа И.А. Мусина-Пушкина. Именно в это время у него зародился интерес к литературе и драматургии. В своих воспоминаниях Сумароков писал: “С тех пор, как вступил я в корпус, почувствовал я в себе желание сочинять пьесы для нашего театра”. Молодой кадет часто писал стихи, которые читались на школьных праздниках.В 1734 году Сумароков окончил кадетский корпус и поступил на службу в Преображенский полк. Военная карьера не привлекала его, и вскоре он получил отставку и посвятил себя литературному творчеству.
Военная и государственная служба
Александр Сумароков, помимо литературной деятельности, принимал активное участие в военной и государственной службе. Его жизнь сложилась необычно.
В 1741 году он был зачислен сержантом в лейб-гвардии Измайловский полк, что было неожиданно для дворянина. Такое решение было принято в связи с его изображением офицерства в ряде комедий: “рогатые мужики”, “пьяные дураки”, “неучи, забияки”. Уязвленное самолюбие гвардейцев вынудило императрицу Елизавету Петровну отправить писателя на военную службу.
Пройдя все ступени военной иерархии, в 1761 году Сумароков стал действительным статским советником, вышел в отставку и посвятил себя исключительно сочинительству. Позднее он получил звание обер-прокурора канцелярии опекунства иностранных.
В военных походах и битвах Сумароков не участвовал Владимир Киселев. Зато он выполнял другие поручения и задания, проявив себя как человек деятельный и ответственный. Его службу отмечали и императрица, и командиры. В 1755 году Сумароков был назначен конференц-секретарем, а через год – шталмейстером двора.
Литературная и драматургическая деятельность
Сумароков оставил заметный след в русской литературе. Его многогранное творчество охватывало различные жанры: трагедии, комедии, оды, сатиры. Он придерживался классицистических принципов, разделял деление жанров на “высокие” и “низкие”, придерживался трех единств в драматургии.
Первая трагедия Сумарокова “Хорев” была поставлена в 1747 году. В своем стремлении создать идеальный образец русской трагедии, он изображал героев как воплощение высоких нравственных принципов, их поступки подчинялись логике чести и долга. Это вызвало недовольство зрителей, которые ожидали от театра развлечения и жизненной правды. В комедиях же Сумароков высмеивал такие пороки, как глупость, лицемерие, жадность, слепое подражание иностранной моде. Его пьесы имели большой успех и долгое время не сходили со сцены.
Стихи и басни Сумарокова
Стихи и басни Сумарокова охватывают широкий спектр тем и жанров, отражая его мастерство и разнообразие литературных способностей.
Стихи
Поэзия Сумарокова была отмечена высоким стилем, классическим влиянием и патриотическим настроением.
Он был ведущим разработчиком оды, отражающей важные события и воспевающей славу Екатерины II.
Кроме того, Сумароков создал многочисленные любовные стихотворения, используя изящные поэтические образы и эмоции.
Его стихи отличает виртуозное использование языка, четкая рифма и ясная структура.
Басни
Как и в его стихах, в баснях Сумарокова представлен широкий спектр тем, в том числе моральные уроки, политическая сатира и социальная критика.
На основе работ Эзопа и Лафонтена он адаптировал классические басни на русский язык, придав им уникальный русский колорит.
В своих баснях Сумароков использовал сатирический тон, чтобы осудить безнравственность, лицемерие и глупость, часто сравнивая животных с людьми.
Его басни поражают своей способностью эффективно преподавать моральные ценности через увлекательные и поучительные истории.
Синтез классицизма и народной поэзии
В творчестве Александра Сумарокова нашел отражение синтез высокой поэзии классицизма и живой народной речи.
Классицизм, как направление в литературе, характеризуется строгой формой, упорядоченностью и обращением к античной традиции. Народная же поэзия отличается простотой выражения, свободной композицией и использованием фольклорных образов. Сумароков в своих произведениях умело соединил эти два направления.
Темы и мотивы в стихах Сумарокова
Лирика Александра Сумарокова отличается разнообразием тем и мотивов. Поэт поднимал вопросы политики, морали, общественной жизни, а также размышлял о природе и человеке.
В политической лирике Сумароков выступал как сторонник просвещенного абсолютизма. Он воспевал Екатерину II, надеясь на ее поддержку науки и искусства. Поэт прославлял победы русского оружия, призывал к патриотизму и единству перед лицом внешних угроз.
Значение басен Сумарокова в русской литературе
Басни Сумарокова сыграли важную роль в развитии русской литературы. Они заложили основу жанра басни в России и оказали влияние на творчество многих последующих писателей. Сумароков не только переводил зарубежных баснописцев, но и создавал собственные оригинальные произведения, в которых остроумно высмеивал пороки современного ему общества.
Басни Сумарокова были очень популярны среди читателей. Они были доступны и понятны широкой публике, а их нравоучительный характер способствовал распространению моральных ценностей.
Новаторство Сумарокова
Сумароков был новатором в русской басенной традиции. Он расширил круг тем, разработал новые приемы и средства для их раскрытия. В своих баснях он использовал различные средства сатиры и юмора, от иронии и сарказма до гротеска и пародии.
В отличие от своих предшественников, Сумароков ввел в басни социальную тематику и показал общественные нравы. Он бичевал лицемерие, глупость, жадность и другие пороки. Его басни были наполнены злободневными намеками на конкретные события и персоналии.
Влияние на литературу
Басни Сумарокова оказали значительное влияние на творчество многих русских писателей. Крылов называл Сумарокова своим учителем и заимствовал у него некоторые сюжеты и приемы. Пушкин также признавал влияние Сумарокова на свою работу. Басни Сумарокова продолжают изучаться и ставиться в театрах, оставаясь актуальными и в наши дни.
Вклад в русскую драматургию
Александр Сумароков сыграл выдающуюся роль в развитии отечественной драматургии. Он первым из русских драматургов начал систематически работать в этом жанре, создав около 50 пьес различных направлений.
До Сумарокова театральная жизнь в России была представлена в основном переделками иностранных пьес. Он же не только обогатил репертуар русского театра новыми оригинальными произведениями, но и разработал теорию драматургии, изложив свои взгляды в трактате “О сочинении российских комедий и трагедий”.
Теория драматургии
По мнению Сумарокова, драма должна отражать жизнь общества и быть поучительной.
Он строго следовал правилам классицизма, предъявлявшим высокие требования к композиции и языку пьесы.
Герои его произведений – представители различных сословий, столкнувшиеся с нравственными дилеммами.
Сумароков в своих пьесах обличал пороки общества, боролся с несправедливостью и пропагандировал высокие нравственные идеалы.
Такие его комедии, как “Гробовой случай”, “Ядовитый”, “Опекун”, пользовались огромной популярностью у современников.
Трагедии “Хорев”, “Дмитрий Самозванец”, “Мстислав” стали важными вехами в истории развития русской драматургии.
Его новаторство проявилось не только в тематике и героях, но и в использовании языка.
Сумароков стремился к созданию естественного, близкого к разговорному, языка драмы.