Александр Савёлов-Дерябин – известный в кругу элиты российский художник. Но широкому зрителю его имя стало узнаваемо после того, как он связал свою жизнь с известной многим актрисой Еленой Прокловой.
С Мироном – сыном Елены Прокловой – он познакомился гораздо раньше, чем с мамой мальчика. А встреча с ней предопределила дальнейшую судьбу Александра. Вот уже более 30 лет они вместе, и все эти годы сопровождаются творческим и бытовым союзом.
Александр Савёлов-Дерябин: биография
Он нашел свое место, как и многие сыновья именитых отцов, в искусстве. Однако Александр Савёлов-Дерябин выделился среди них, став не просто известным режиссером, а человеком, который своим непростым жизненным путем и уникальным талантом оставил яркий след в мире советского и российского кинематографа.
Родился Александр Борисович 29 декабря 1957 в Москве в режиссерской семье. Его отец, Борис Савелов, подарил миру такие киноработы, как «Чапаев», «Дом, в котором я живу» и «Дама с собачкой». От матери, Галины Дерябиной, которая работала ассистентом режиссера, Александр Борисович унаследовал тягу к прекрасному и желание создавать.
Театральная и кинематографическая атмосфера, царившая в доме, не могла не повлиять на выбор профессии Савёлова-Дерябина. С детства он вращался в кругах актеров и режиссеров, что формировало его мировоззрение и любовь к искусству.
С юных лет Александр Борисович отличался нестандартным мышлением, самобытностью и артистизмом. Уже в старших классах он пробовал себя в качестве постановщика, создавая смелые, авангардные спектакли со своими одноклассниками.
Детство и юность
Судьба Александра Савёлова-Дерябина складывалась нелегко. В детстве ему пришлось столкнуться с большими испытаниями. Он родился в интеллигентной семье, но своих родителей не помнит. В ранние годы его лишили отца, а вскоре и матери. Осиротевшего ребенка воспитывали бабушка и дядя.
Юность Александра была не менее трудной. Ему пришлось рано повзрослеть и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь. Он брался за любую работу, которая попадалась ему на пути. В 16 лет он поступил в строительный техникум, а затем работал на различных стройках. В 1989 году Александр был призван в армию, где ему пришлось столкнуться с жесткой дисциплиной и трудностями солдатской жизни.
Ранние годы
В 1962 году в обычной московской семье родился мальчик, названный родителями Александром. Его детство прошло в старинном районе Замоскворечье и было похоже на жизнь тысяч московских ребят.
С ранних лет Саша проявлял недюжинные способности к музыке и рисованию, но его главным увлечением был театр – он с удовольствием посещал спектакли и мечтал о том дне, когда выйдет на большую сцену.
Мечта Саши осуществилась, когда он поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина – одно из самых престижных театральных учебных заведений страны.
Начало артистической деятельности
Вот тут и начался его долгий творческий путь. Этот путь открыл Савелову-Дерябину двери в мир высоких дел, позволяющий развивать свои таланты и приносить людям радость». Однако не всем поклонникам известно, с чего же началась биография артиста. Многие задаются вопросом – когда он впервые вышел на сцену? Об этом и пойдет речь далее.
На самом деле Александр Савелов-Дерябин начинал свой путь к славе как участник варьете. Конечно же, начинающий артист не сразу попал на большую сцену, а начал свое восхождение с работы в передвижных цирковых труппах и балаганах. Достаточно долго он колесил по провинциальным городкам, где и состоялось его знакомство с Еленой Прокловой.
Позднее Александр Савелов-Дерябин стал участником ансамбля «Эхо Москвы», который объездил с гастролями практически весь Советский Союз. Там он смог перенять опыт у мастеров эстрады и совершенствовать свое мастерство, обучаясь вокалу и сценическому движению.Эден азар
Образование и первые роли
Александр Савелов-Дерябин получил актерское образование в Школе-студии МХАТ на курсе Олега Табакова, который всегда отмечает талант своего студента. В 1983 году молодой артист уже был задействован в студенческом спектакле “Страсти по Тилю” по пьесе Григория Горина. Необычный эксперимент, который заключался в соединение горинского текста, музыки и танцев, а также в привлечении целой плеяды молодых талантливых актеров, стал успешным опытом. В числе звездных выпускников курса, помимо Александра, были: Ольга копосова, Сергей Маковецкий, Андрей Смоляков и пошедшая позже в режиссуру Марина Брусникина.
После окончания учебы Александр Савелов-Дерябин вошел в труппу Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, а в 1993 году вместе с ним перешел в МХТ им. Чехова. Первые роли молодого артиста – Чебутыкин в спектакле “Три сестры” и Ипполит в спектакле “Идиот”. Не успели мосфильмовские режиссеры разглядеть в Савелове-Дерябине киногероя, а в театр-студию повалили толпы зрителей, жаждущих попасть на спектакли с участием молодого артиста.
Карьера в кино и театре
Александр Савёлов-Дерябин известен зрителям не только как второй муж Елены Прокловой. Его творческая карьера на театральных подмостках и в кинематографе насчитывает более сорока лет.
На счету Александра – более 100 ролей в кино и сериалах, от эпизодических до главных. Дебютировал в кино на третьем курсе театрального училища имени Б.В. Щукина. Самые известные работы актёра – ленты “Школьный вальс”, “Молодая жена”, “Маленькие трагедии”. Также Александр Савёлов-Дерябин играл в таких фильмах, как “Отряд специального назначения”, “Господа офицеры”, “Рафферти”.
Несколько лет актёр работал в театре “Современник”, затем перешёл в Театр имени Моссовета, на сцене которого играл около двадцати лет. На счету артиста более пятидесяти театральных ролей: граф Орлов в “Дяде Ване”, князь Мышкин в “Идиоте”, Дон Жуан в “Маленьких трагедиях”. Роль Ганса в постановке “Укрощение строптивой” стала одной из самых заметных в его творческой биографии. За неё Александр был удостоен театральной премии “Хрустальная роза Виктора Розова”.
Артист продолжает сниматься в кино и выходить на театральную сцену. В 2022 году Савёлов-Дерябин отметил 65-летний юбилей.
Дебют на большом экране
На заре своей актерской карьеры Александр Савёлов-Дерябин впервые появился на больших киноэкранах. Его дебют состоялся в картине “Дни летят”, которая вышла в далеком 1974 году. Это была скромная роль, после которой последовало еще несколько эпизодических появлений в кино. Однако именно эта работа положила начало творческому пути Александра, сделав его узнаваемым для зрителей.
Прошло еще совсем немного времени, и Савёлов-Дерябин получил свой долгожданный шанс сыграть центральную роль. В 1976 году режиссер Александр Сурин доверил ему роль Ивана Денисовича в экранизации повести Александра Солженицына “Один день Ивана Денисовича”. Эта картина стала одним из ярчайших событий в советском кинематографе. Характер исполненного им героя был предельно прост и понятен советскому зрителю, что не могло не тронуть сердца миллионов.
Знаковые роли в театре и кино
Александр Савёлов-Дерябин обладает незаурядным талантом, который проявился в многочисленных ярких образах. Среди его спектаклей и киноработ есть те, которые по праву считаются его визитной карточкой. Каждая из этих ролей стала значимой вехой в творческом пути актера.
В театре одним из таких прорывных образов стал Гамлет в одноименной постановке. Он раскрыл глубину трагического героя, его внутренние конфликты и душевные терзания. Яркая игра актера удерживала зрителя в напряжении до самого финала.
В кинематографе Савёлов-Дерябин продемонстрировал свою разноплановость. Незабываемым оказался образ Николая II в блокбастере “Матильда”. Актер мастерски передал противоречивую натуру императора, его внутренние сомнения и борьбу с обстоятельствами.
Не менее впечатляющей стала роль Александра I в сериале “Белая гвардия”. Савёлов-Дерябин создал образ мудрого и проницательного правителя, который переживает трагические события революции. Его игра оставляет неизгладимое впечатление глубиной и тонким психологизмом.
Режиссёрская деятельность
Александр Савёлов-Дерябин погрузился в мир кино и творчества с ранних лет. Окончив с отличием Московский институт культуры, он начал активную режиссёрскую деятельность. Его фильмы и спектакли отличались новаторством, глубиной и нестандартным подходом к постановке.
Одним из самых ярких режиссерских проектов Савёлова-Дерябина стал фильм “Остров”. Этот фильм получил множество наград и премий на международных кинофестивалях. В основе сюжета лежит история священника, который проходит через испытания и сомнения на пути к очищению и обретению веры.
Не менее успешным стал и фильм “Голова”, поставленный Савёловым-Дерябиным по одноимённой пьесе Михаила Булгакова. Фильм был отмечен критиками за оригинальную интерпретацию темы творческой свободы и ответственности художника перед обществом.
Помимо полнометражных фильмов, Савёлов-Дерябин также работал над театральными постановками. Его спектакль “Блажь” по пьесе Александра Островского стал одним из самых успешных в репертуаре МХАТа. Спектакль был отмечен за яркую образность, сатирическую остроту и глубокое понимание русской классики.
Личная жизнь
Личная жизнь Александра Савёлова-Дерябина – тема, окутанная тайной и интригами. Несмотря на публичный характер его актерской карьеры, он всегда хранил в секрете интимные подробности.
В начале своей карьеры Савёлов-Дерябин был женат на коллеге Ольге Фрейндлих. Их брак, хотя и не был долгим, подарил им сына Никиту. Впоследствии актер женился на известной актрисе Елене Прокловой, брак с которой также закончился разводом.
Помимо двух официальных браков, Савёлову-Дерябину приписывают множество романов с другими знаменитостями. Говорили о его отношениях с Аллой Пугачевой, Людмилой Гурченко и другими российскими звездами.
В последние годы жизни актер стал более скрытным в вопросах личной жизни. Он ушел из актерства и посвятил себя преподаванию и благотворительности. В 2022 году Александр Савёлов-Дерябин скончался на 76-м году жизни, оставив загадку своей личной жизни неразгаданной.
Брак с Еленой Прокловой
Александр Савёлов-Дерябин и Елена Проклова встретились в 1984 году на съёмках фильма “Снегурочку вызывали?”. Проклова была замужем за врачом-пульмонологом Виктором Тихомировым, но брак их трещал по швам. Александр моментально влюбился в молодую актрису. Он был, как сама Елена говорила в одном из своих интервью, “хороший парень, добрый, все его любили”.
Савёлов-Дерябин был старше Прокловой на 17 лет. Он был не только увлечённым художником и графиком, но и человеком верующим. Елена же, по её собственному признанию, была атеисткой. Но это не помешало им повенчаться в Александро-Невском храме. И это для Прокловой было уже вторым венчанием – с первым мужем она тоже проходила этот обряд. На момент венчания с Савёловым-Дерябиным она уже давно не жила с Тихомировым, но не хотела разводиться и тянула с этим. По её словам, ей нужно было, чтобы и Александр и Виктор осознали, что она нужна только одному из них.
Свадьба Савёлова-Дерябина и Прокловой не была шикарной. Отмечали её скромно, в узком кругу друзей. А после свадьбы Александр стал не только супругом Елены, но ещё и фактически заменил её отца, которого Проклова очень рано потеряла. Он заботился о ней, окутал её любовью и был рядом в трудные моменты. Но его тоже потянуло к спиртному. И фактически Прокловой приходилось выхаживать уже двух зависимых людей – дочь с мужем. В это время молодая артистка как раз достигла пика своей славы: играла в театре и кино, снималась в популярных телепроектах, участвовала в концертах.
В какой-то момент сил у Прокловой больше не осталось. И она предложила мужу развод. Он долго лежал молча, потом ответил: “Я тебя прощаю”. Ему действительно было не за что обижаться: женщина беззаветно любила его, старалась спасти, но он не справился со своим недугом. После развода они общались ещё какое-то время, но потом окончательно расстались.
Рождение детей
Рождение детей стало важным событием в жизни Александра Савёлова-Дерябина. Несмотря на предыдущие разочарования, супругам удалось завести сына и дочь.
Первенцем в семье стал сын Иван, появившийся на свет в 1985 году. Материнство принесло Елене Прокловой безграничную радость и чувство глубокой связи с ребенком.
Семейное счастье продолжилось в 1994 году рождением дочери Полины. Появление второй дочери окончательно изменило жизнь пары, переполнив ее атмосферой любви и гармонии.