Драматург, реформатор русского театра. Его пьесы не перестают ставить. Всегда актуальны, всегда поучительны. Он внес огромный вклад в развитие русского языка. За что его так любили и ненавидел всемогущий цензор? За что его хвалили и ругали критики? Как сложилась его личная жизнь? Почему он так рано ушел из жизни?
Дадим ответы на все эти вопросы. Прочитав наши статьи, вы посмотрите на Александра Островского с другой стороны. Поймете, что он не только драматург и писатель. Он гордость российской сцены, основоположник национальной драматургии, выдающийся деятель русской культуры.
Жизненный путь Александра Островского
Творчество Александра Островского ознаменовало новый этап в развитии русского национального театра. Его пьесы, глубоко реалистичные и остросоциальные, стали классикой русской драматургии и продолжают ставиться на сценах театра до сих пор.
Детство и юность
Родился Островский 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Его отец служил чиновником в коммерческом суде, а мать происходила из купеческого сословия. С детства мальчик погружался в атмосферу быта и нравов московского купечества, что впоследствии нашло отражение в пьесах драматурга. В 13 лет поступил в Первую Московскую гимназию, проучился 6 лет, окончил с отличием.
По настоянию отца поступил в Императорский Московский университет на юридический факультет. Однако правоведение интересовало Островского мало, больше его привлекала литература и театр. В студенческие годы познакомился с актером М.С. Щепкиным, который оказал значительное влияние на формирование творческого мировоззрения молодого драматурга.
Начало литературной и театральной деятельности
Свою первую пьесу «Не в свои сани не садись» Островский написал в начале 1840-х годов. В ней уже проявились характерные черты его драматургии: реалистичное изображение народной жизни, сатирическое обличение общественных пороков, яркие типажи. Пьеса была запрещена цензурой, но все же поставлена в 1853 году на сцене Малого театра.
В 1850 году Островский завершил пьесу «Свои люди – сочтемся». Она произвела сенсацию, вызвала у современников бурные споры и дискуссии. Впоследствии была высоко оценена Н.В. Гоголем и Н.А. Добролюбовым. Комедия «Бедность не порок» продолжила эту линию, подробно и реалистично изображая жизнь рядовых жителей Москвы.
Расцвет творчества
1856 год стал переломным в творчестве драматурга. В светло, с глубоким сочувствием коренному населению Руси написана «Гроза», ставшая классикой драматургии. Далее знаковые пьесы: социальных конфликтов «Доходное место», тяжёлой доли «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы». В более позднем творчестве драматурга можно выделить «Таланты и поклонники», «Бешеные деньги», «Без вины виноватые».
С 1863 по 1886 годы Островский занимал пост заведующего репертуарной частью московских театров. На этой должности он уделял много внимания развитию русского национального театра, поддерживал молодые таланты, содействовал постановке классических пьес. При непосредственном участии драматурга в Москве был создан Малый театр, позже ставший рассадником его идей и творчества.
Последние годы и наследие
К концу жизни драматург написал около 50 пьес. Его творчество было высоко оценено современниками и потомками. В 1923 году, к столетию со дня рождения, Малый театр был переименован в Государственный академический Малый театр Союза ССР имени А.Н. Островского. Одна из центральных улиц Москвы носит его имя.
Пьесы Островского продолжают ставиться на сценах театров и изучаться в школах и вузах, и остаются актуальными для зрителей разных поколений. Его творчество стало неотъемлемой частью русской национальной культуры, оказав огромное влияние на развитие отечественной драматургии.
==
Хронология жизни
В этой статье мы расскажем о важных событиях в биографии драматурга Александра Николаевича Островского. От детства до последних дней. Это возможность проследить его творческий путь, понять, как формировалась его личность и мировоззрение, которое он отражал в своих пьесах.
Островский родился в купеческой семье в Замоскворечье в 1823 году. Отец его был состоятельным купцом, мать – дочерью мелкого чиновника. В детстве будущий драматург учился в коммерческом училище, а затем поступил в юридический факультет Московского университета. В двадцать лет он покинул университет, не окончив курса, и поступил на службу в Московский коммерческий суд.
Раннее творчество
1847–1851
С начала 1840-х годов Островский начинает писать для журналов и газет. В 1847 году в журнале “Москвитянин” выходит его первая пьеса “Не в свои сани не садись”. В 1850 году Островский пишет пьесу “Бедная невеста”, которая стала его первым крупным успехом. В 1851 году он создает комедию “Свои люди – сочтемся!”, которая является одним из самых известных его произведений и ставится на сцене до сих пор.
Признание и слава
1853–1859
В 1853 году Островский был уволен со службы за критику Московского коммерческого суда в пьесе “Бедная невеста”. В том же году он женился на Агафье Ивановне, дочери купца, которая стала ему верной спутницей на всю жизнь. В 1856 году драматург получил премию Уварова за пьесу “Не так живи, как хочется”.
Зрелый период творчества
1860–1875
В 1860-е годы Островский создает свои самые известные пьесы, которые вошли в золотой фонд русской драматургии. Среди них – “Гроза” (1859), “Бесприданница” (1879), “Лес” (1871). В 1862 году драматург стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, а в 1863 году был награжден орденом Святого Владимира IV степени.
Поздний период творчества
1876–1886
В последние годы жизни Островский продолжает активно писать для театра, но его пьесы уже не пользуются таким успехом, как раньше. Драматург переживает творческий кризис. В 1882 году он пишет пьесу “Таланты и поклонники”, которая становится его последним большим успехом.
Последние годы и смерть
1887–1886
В конце жизни Островский болеет туберкулезом. В 1886 году он отправляется в Крым на лечение. В Ялте драматург начинает писать пьесу “Не от мира сего”, которая остается неоконченной. Александр Николаевич Островский скончался в своем доме в Щелыкове 2 июня 1886 года в возрасте 63 лет.
Наследие
Творчество Александра Николаевича Островского занимает особое место в русской литературе. Он был одним из самых плодовитых и талантливых драматургов XIX века. Пьесы Островского стали классикой русской сцены и до сих пор пользуются большой популярностью у зрителей.
Рождение и ранние годы
Александр Николаевич Островский, чья блистательная драматургия вошла в золотой фонд русской литературы, родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в купеческой семье в Москве.
Отец, Николай Фёдорович, был юристом и состоял на службе городским стряпчим.
Мать, Любовь Ивановна, происходила из семьи священника.
В семье росло трое детей, но выжили только двое: Александр и его младший брат Михаил.
Детские годы будущего драматурга прошли в Замоскворечье, в районе, населённом в основном купечеством, мелкими чиновниками и ремесленниками, что оказало непосредственное влияние на формирование его мировоззрения и творчества.
Творческий путь
Творчество Александра Островского – выдающегося русского драматурга – оставило неизгладимый след в истории русской литературы. Его пьесы, изображавшие быт и нравы купечества, чиновничества и мещанства, заслужили признание публики и критиков.
Ранние годы
Свой творческий путь Островский начал в 1847-м году публикацией статьи “Записки замоскворецкого жителя”. Журнальный дебют принес молодому писателю известность.
В 1850-м году была поставлена его первая пьеса “Не в свои сани не садись”, получившая неоднозначные отзывы. Однако уже следующая пьеса – “Бедная невеста” – имела успех у зрителей и критиков.
В ранний период творчества Островский писал водевили и комедии, изображая нравы купеческой среды.
Однако постепенно его драматургия становилась все более серьезной и глубокой. Пьесы “Гроза” (1859), “Бесприданница” (1878) и другие раскрывали сложную психологию персонажей, показывали социальные проблемы.
Зрелый период
В зрелые годы Островский обратился к историческим сюжетам. Он создал пьесы о временах Петра I (“Гроза на Волге”), Екатерины II (“Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский”) и Ивана Грозного (“Василий Шуйский”).
В этих произведениях драматург исследовал политические и социальные проблемы русского общества. Его пьесы стали ценным вкладом в отечественную историческую драматургию.
За свою жизнь Островский написал около 50 пьес, 39 из которых шли на сцене. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русского театра и драматургии.
Уход из жизни и наследие
Его жизненный путь подошел к концу в возрасте 48 лет. В холодный апрель 1886 года. В два часа ночи. От воспаления седалищного нерва. Похоронен на Введенском кладбище, где покоился и его отец.
Наследие Островского без преувеличения можно назвать бесценным. 47 оригинальных пьес, переводы и адаптации. Его произведения по сей день остаются в репертуаре ведущих российских театров. Язык Островского уникален и самобытен. Диалекты, различные формы речи, сленг, просторечие. Он фиксировал всё, что считал важным.
Благодаря Островскому на театральные подмостки впервые вышли образы простых людей. Драматург сделал их главными героями своих пьес. Он раскрыл их сложные характеры, показал их сильные и слабые стороны. Следование реалистичному направлению позволило Островскому отобразить на сцене жизнь российского общества его времени.
“Гроза”, “Бесприданница”, “Лес” и все остальные пьесы по сей день актуальны. Они переведены на десятки языков мира. Его работы навеки вошли в золотой фонд русской драматургии.
За вклад в развитие литературы был удостоен почетного звания академика Петербургской Академии наук. Имя Островского было увековечено во многих городах России, его именем названы улицы, театры, учебные заведения. Одно из самых значительных собраний материалов о жизни и творчестве Островского хранится в Российской национальной библиотеке.
Александр Островский не просто оставил свой след в истории. Он перевернул целую эпоху в русском театре. С его именем неразрывно связано рождение реализма на русской сцене. Он показал настоящую жизнь, настоящих людей, их проблемы и радости. Его пьесы до сих пор вызывают смех и слезы, заставляют задуматься и сопереживать.
Личность Александра Островского
Александр Островский обладал уникальным сочетанием качеств. Он был одновременно проницательным наблюдателем и тонким психологом, что позволило ему создавать живых и правдоподобных персонажей. Его пьесы отличались глубоким пониманием человеческой природы и социальной динамики. Несмотря на успех и признание, Островский оставался скромным и трудолюбивым человеком.
Одной из отличительных черт Островского была его способность глубоко проникать в характеры людей, понимая их мотивации и внутренние конфликты. Его персонажи часто были сложными и многогранными, раскрывая всю гамму человеческих эмоций. Как Стиви уандер в музыке, Островский использовал свое художественное мастерство, чтобы создать симфонию человеческой души на сцене.
Семья и личная жизнь
Личная жизнь Александра Николаевича Островского не была безоблачной. Его судьбу определила встреча с Агафьей Ивановной, которая стала его гражданской женой. У них родилось 8 детей, но трое умерли в раннем возрасте.
Его первая жена была купеческой дочерью Любовь Ивановной Косицкой. Формально они были в браке 12 лет, но фактически прожили вместе лишь три года. Александр Николаевич полюбил Агафью Ивановну и ушел к ней. Сестры Островского так и не смогли принять выбор брата, они даже не общались Агафьей Ивановной.
С Агафьей Ивановной Островский прожил 20 лет, вплоть до самой своей смерти. Они жили в гражданском браке, так как у Агафьи Ивановны не было возможности развестись с первым мужем. Их отношения были полны любви и взаимопонимания.
Супруги и дети
Александр Островский был дважды женат. Первая супруга, Агафья Ивановна, была купеческой дочерью. О ней известно мало. В 1853 году у Островского родился сын Алексей.
Второй брак, с Марией Васильевной Бахметьевой, был более счастливым. Жена всячески поддерживала творчество Островского и была его верной спутницей. В этом браке у Островского родились дочери Мария и Любовь, а также два сына, Александр и Сергей.
Дружба и отношения с коллегами
У Александра Николаевича Островского складывались разные отношения с коллегами-драматургами. Были приятели и единомышленники, с некоторыми случались ссоры и конфликты.
Еще в юности он близко сошелся с Иваном Сергеевичем Тургеневым. Они часто обсуждали свои литературные труды, давали друг другу советы.
Тургенев восхищался талантом Островского, называя его “великим народным драматургом”.
Островский, в свою очередь, был благодарен Тургеневу за поддержку и помощь.
В 1850-е годы Островский познакомился и подружился с Александром Николаевичем Островским. С ним у него было много общего: они оба были писателями-реалистами, изображали быт и нравы русского общества.
В 1863 году Островский стал одним из членов-основателей “Артели любителей российской словесности”, в которую входили также Тургенев, Островский и другие писатели. Артель ставила своей целью содействие развитию русской литературы и помощь начинающим авторам.
Однако не со всеми коллегами отношения у Островского были столь дружескими. Он часто конфликтовал с драматургом Дмитрием Владимировичем Аверкиевым из-за различий в художественных взглядах.
Творчество Александра Островского
Островский родился в семье священника. Еще в молодости он заинтересовался театром и начал писать пьесы. Его ранние произведения, такие как “Не в свои сани не садись” и “Бедная невеста”, были хорошо приняты критиками и зрителями. Но именно пьеса “Гроза” сделала Островского известным драматургом.
Ранние пьесы
Ранние пьесы Островского характеризовались сатирическим изображением купеческого быта и его пороков. В них драматург высмеивал жадность и лицемерие, разоблачал произвол и насилие, царившие в этом сословии. Одна из самых известных ранних пьес Островского – “Бедная невеста”, в которой он изобразил трагическую судьбу молодой девушки, обманутой и брошенной любимым человеком.
Пьесы “переходного” периода
В середине творческого пути Островский создал ряд пьес, в которых он отошел от сатирического изображения купечества и обратился к темам, связанным с жизнью дворянства и интеллигенции. К этому периоду относятся пьесы “Доходное место” и “Воспитанница”. В них драматург показал столкновение идеалов и действительности, раскрыл внутренний мир своих героев, их сомнения и переживания.
Поздние пьесы
В поздний период творчества Островский создал свои самые известные шедевры, в том числе “Грозу” и “Бесприданницу”. В этих пьесах он углубил психологизм и философский смысл своих произведений. В “Грозе” он показал трагическую судьбу женщины, которая не смогла вырваться из душной атмосферы патриархального мира. В “Бесприданнице” Островский изобразил столкновение романтических мечтаний и жестокой реальности.
Творчество Александра Островского оказало огромное влияние на русскую литературу. Его пьесы стали классикой русского театра, а его персонажи – нарицательными образами. Его драматургия отличалась глубоким психологизмом, яркими и запоминающимися персонажами и актуальным социальным смыслом. Островский был одним из тех драматургов, которые создали самобытный русский театр и сделали его одним из самых известных и уважаемых в мире.
Пьесы и драматургический стиль
Пьесы Александра Островского – это отражение русского быта и нравов середины XIX века. Его герои – купцы, мещане, чиновники – люди со своими характерами и судьбами. Островский создал широкий спектр пьес: от бытовых комедий до социальных драм. На его счету более 50 пьес, многие из которых стали классикой русского театра.
Бытовые комедии
Бытовые комедии Островского высмеивают пороки и недостатки русского купечества и мещанства. В них драматург изображает семейный деспотизм, жадность, лицемерие. Яркими примерами бытовых комедий являются пьесы “Свои собаки грызутся, чужая не приставай” (1861), “Не в свои сани не садись” (1853), “Бешеные деньги” (1870).
Социальные драмы
В социальных драмах Островский поднимает более серьезные проблемы, касающиеся положения женщины в обществе, произвола чиновников, нищеты. В этих пьесах драматург не только обличает социальное зло, но и ищет пути его преодоления. Выдающимися социальными драмами Островского являются пьесы “Гроза” (1859), “Бесприданница” (1879), “Таланты и поклонники” (1881).
Драматургический стиль
Драматургический стиль Островского характеризуется реализмом, сатирической направленностью, ярким, живым языком. Он мастерски создает выразительные образы, используя прием типизации. Язык его пьес богат и разнообразен. В нем переплетаются элементы народной речи, городского просторечия и литературного языка.
Самые известные произведения
Среди творческого наследия Александра Островского выделяются пьесы, снискавшие признание критиков и публики. Они отображают многообразие русской жизни, исследуют проблемы общества, раскрывают характеры и судьбы персонажей.
В пьесах Островского нашли отражение социальные контрасты, быт и нравы купечества, мещанства и дворянства. Среди наиболее известных произведений:
*
Наименование | Дата публикации | |
Лучше всех | 1867 | |
Не в свои сани не садись | 1853 | |
Бедность не порок | 1854 | |
Женитьба Бальзаминова | 1854 | |
Бешеные деньги | 1870 | |
Лес | 1871 |
Значение для русской литературы
Драматургия Александра Островского – вершина русского реализма. Он показал жизнь всех слоев общества со свойственной ему прямотой и бескомпромиссностью.
Пьесы Островского – это галерея ярких образов, отражающих жизнь дореформенной России.
В своей сатире Островский обличал пороки общества. Его герои – купцы, чиновники, дворяне – воплощали лицемерие, алчность, невежество. Однако драматург не только высмеивал пороки, но и сочувствовал своим персонажам.
Пьесы Островского сыграли важную роль в развитии русского театрального искусства.
Его произведения заложили основы национальной драматургии. Драматург ввел на сцену простых людей и заставил зрителей задуматься о социальных проблемах.
Пьесы Островского остаются актуальными и сегодня. Они до сих пор ставятся на сценах театров, а его герои стали символами целой эпохи в русской культуре.