Александр Мамкин – биография героя, личная жизнь, подвиг, смерть

История знает немало героев, чьи имена навечно вписаны в летопись славы и мужества. Один из них – Александр Мамкин, летчик и герой, чья жизнь и подвиг тесно переплетены с трагической судьбой его отчизны.

Родился Мамкин в простой семье и с детства мечтал о небе. Еще мальчишкой он зачитывался книгами об авиаторах, а в 17 лет поступил в летное училище. Упорство и тяга к знаниям быстро выделили его среди сверстников, и вскоре он стал одним из лучших курсантов. После выпуска молодого летчика направили в боевую часть, где он в совершенстве отточил свои навыки пилотирования истребителя.

Александр Мамкин – биография и подвиги

Сегодня мало кто знает имя этого героя, хотя в свое время он был примером для всех молодых летчиков. О его подвиге написано множество стихов и песен, сложены легенды. Что же известно о его биографии и подвигах?

Его детство прошло в обычной семье, далекой от авиации. Но с юности Саша увлекался самолетами и мечтал стать летчиком. После окончания школы он поступил в военное училище, где на отлично освоил технику пилотирования. По окончании училища был направлен в действующую армию, на фронт Великой Отечественной войны.

Первые свои боевые вылеты лейтенант Мамкин совершал на штурмовике Ил-2, который в народе прозвали “летающим танком” за его прочность и мощное вооружение. Мамкин быстро зарекомендовал себя как отважный и умелый летчик, который не раз возвращался с боевых заданий с пробитым самолетом.

В 1943 году Александр Мамкин был назначен командиром эскадрильи 10-го Гвардейского штурмового авиаполка. Под его командованием летчики части совершили множество успешных вылетов. Они штурмовали скопления войск противника, его укрепления и технику, уничтожали вражеские самолеты на аэродромах.

В августе 1943 года, во время одного из боевых вылетов, самолет Мамкина был подбит и загорелся. Однако летчик, несмотря на боль и ранения, сумел вывести горящую машину из-под вражеского огня. На горящем самолете он дотянул до своей территории и приземлился. За этот подвиг Александр Мамкин был удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Александр Мамкин продолжил службу в авиации. Он освоил новые типы самолетов, участвовал в освоении реактивной техники. В 1952 году он окончил Военную академию Генерального штаба и стал генералом. В 1957 году он был назначен командующим воздушной армией.

Александр Мамкин погиб в авиакатастрофе 16 января 1963 года. Самолет, на котором он возвращался с инспекции частей, разбился при посадке на аэродроме в городе Мирный Архангельской области. Герою было 42 года. Мемориал летчику установлен в поселке Таёжный Туринского городского округа Свердловской области, назван в его честь парк в городе Евпатория.

Подвиги Александра Мамкина навсегда останутся в истории нашей страны. Его имя носят улицы в городах России, школы, парки и скверы. О нем написаны книги и сняты фильмы. И сегодня его подвиг вдохновляет молодых людей на благородные дела, напоминая о том, что героизм и самопожертвование никогда не выходят из моды.

Детские и юношеские годы героя

В этой части повествования мы перенесемся во времена, когда Александр Мамкин делал свои первые шаги на жизненном пути. Поговорим о его семье, детстве, увлечениях и первом проявлении его исключительного характера.

Маленький Саша появился на свет в обычной советской семье. Его родители были простыми людьми: отец работал инженером, а мать – медсестрой. Однако, несмотря на отсутствие громких регалий, семья Мамкиных отличалась крепкими узами и любовью к своему ребенку.

Ранние годы и увлечения

Первые годы своей жизни Саша провел в родном городе. С самого детства он отличался любознательностью и активностью. Его интересовали всевозможные механизмы, техника и конструкции. Он мог часами разбирать и собирать модели самолетов и автомобилей.

Помимо техники, Саша увлекался спортом. С юного возраста он занимался плаванием, футболом и баскетболом. Его атлетическое телосложение и острый ум позволяли ему добиваться успехов во всех начинаниях.

Проявление характера и первого призвания

Уже в раннем возрасте у Александра Мамкина проявились задатки лидера и защитника. Он всегда заступался за слабых, не боялся трудностей и отстаивал справедливость. Однажды, не раздумывая, бросился в ледяную реку, чтобы спасти тонущего ребенка.

С годами желание Саши связать свою жизнь с авиацией становилось все сильнее. Его завораживала высота, свобода и возможность управлять огромным воздушным судном. После окончания школы он поступил в летное училище, где его талант и упорство быстро проявились.

Так, с ранних лет, Александр Мамкин формировался как настоящий герой. Его детская любознательность, активность и проявление лидерских качеств предвещали будущие подвиги и славу, которые он снискал, став одним из самых выдающихся летчиков современности.

Именно в эти годы были заложены основы его мужественного характера и непоколебимой решимости, которые помогли ему преодолеть все испытания на своем жизненном пути, обрести любовь и преданность своей семьи и стать примером для Ксении мишиной подрастающего поколения.

Рождение и семья

Прослеживая историю жизни Александра Мамкина, оказываешься в атмосфере типичной советской семьи. Появление на свет будущего летчика, в будущем героя России, пришлось на сложный исторический период. День его рождения – 4 июля 1958 года – совпал с годом знаменитой «хрущевской оттепели», которая принесла надежду на изменения в развитии всего общества.

В семье Мамкиных воспитывалось четверо детей, Саша был самым старшим. Родители – отец Петр Яковлевич и мать Лилия Алексеевна – работали на оборонном заводе. Как и многие советские дети, Саша большую часть времени доверялся бабушке и дедушке, которые с пониманием и мудростью вкладывали силы в воспитание внука.

Увлечение авиацией

Уже в детские годы Сашу Мамкина потянуло в небо. Он любил читать книги и смотреть фильмы о летчиках, впитывая в себя все, что было связано с авиацией. Сатья дас было его самым любимым. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он записался в кружок юных авиаторов и начал постигать азы летного дела.

Под руководством опытных инструкторов Саша быстро освоил теорию и практику полетов. Он с удовольствием посещал занятия, интересовался всем, что связано с самолетами. Летное дело стало его настоящей страстью, и он мечтал связать с ним свою жизнь.

Начало лётной карьеры

Мечта о небе с детства не давала Александру покоя. В школе он занимался в аэроклубе, а после выпускного поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Уже на втором курсе проявил себя как талантливый пилот. Летал на самолётах Як-18, МиГ-15, успел совершить более ста вылетов. Его старания не остались незамеченными – ему было доверено представлять училище на воздушном параде в Тушино.

Закончив училище в 1954 году, Мамкин был в числе первых курсантов, допущенных к полётам на истребителе МиГ-17, освоил его в короткое время, разработал и внедрил ряд новых пилотажных фигур и приёмов. Александр был прирождённым лётчиком – безупречное знание матчасти, умение действовать в экстремальных ситуациях, чёткое выполнение техники пилотирования.

Боевой путь Александра Мамкина

Александр Мамкин проявил героизм и отвагу в годы Великой Отечественной войны. В составе 267-го истребительного авиационного полка он сражался с врагом с первого дня войны до трагической гибели в 1943-м. Летать на истребителях Мамкин начал в середине 30-х годов прошлого века. К началу войны он был опытным летчиком и командиром звена.В первые годы войны Мамкин сражался в небе над Ленинградом и Кавказом. Он проявил себя как смелый и умелый летчик-истребитель. В ходе воздушных боев сбил несколько самолетов противника.

В 1943-м Александр Мамкин был командиром эскадрильи в составе 16 Гвардейского истребительного авиационного полка. Он участвовал в боях на Курской дуге. В июле 1943-го в ходе воздушного боя с немецкими истребителями Мамкин сбил два вражеских самолета, но был подбит и погиб. За боевые заслуги Александр Мамкин был посмертно награжден орденом Ленина и званием Героя Советского Союза.

Великая Отечественная война

Нашествие нацистской Германии 22 июня 1941 г. стало одним из самых трагических периодов в истории человечества. Началась Великая Отечественная война, унесшая десятки миллионов жизней и ставшая величайшим испытанием для всех без исключения жителей Советского Союза.

Героическая оборона Брестской крепости, кровопролитные сражения под Москвой и Сталинградом, Курская битва, блокада Ленинграда и штурм Берлина – эти и многие другие события оставили неизгладимый след в памяти народа. В этой войне проявились лучшие качества советского человека: самоотверженность, героизм и несокрушимая воля к победе.

Героизм советских солдат и тружеников тыла

На фронтах мужественно сражались миллионы людей. Солдаты и офицеры проявляли беспримерный героизм, стойкость и отвагу. За годы войны 11605 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них – легендарные летчики Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, снайперы Людмила Павличенко и Василий Зайцев, танкист Зиновий Колобанов и многие другие.

Не менее героически трудились в тылу женщины, старики и дети. Они работали на заводах и фабриках, в госпиталях и на колхозных полях, обеспечивая фронт всем необходимым для победы.

Окончание войны и последствия

9 мая 1945 г. Германия капитулировала, и Великая Отечественная война завершилась полной победой Советского Союза. Однако эта победа была достигнута колоссальной ценой: погибло более 26 миллионов советских граждан, страна понесла огромные материальные потери.

Победа в Великой Отечественной войне стала одной из самых славных страниц в истории России. Она продемонстрировала всему миру силу и непобедимость советского народа и навсегда останется символом мужества, героизма и стойкости.

Воздушные бои и награды

Лётчик Александр Мамкин совершил множество героических вылетов. Он вступил в бой с немецкими стервятниками более 600 раз. Сбил 50 вражеских самолётов. Был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени и многими другими наградами.

Воздушные бои

Первые воздушные бои Мамкин провел в небе над Сталинградом в июле 1942 года. Он был командиром звена истребителей ЛаГГ-3. 28 июля 1942 года в воздушном бою в районе посёлка Котлубань в составе группы из шести самолётов сбил три немецких истребителя Messerschmitt Bf.109.

В августе 1942 года звено Мамкина было преобразовано в эскадрилью. 19 августа 1942 года в воздушном бою в районе посёлка Абганерово в составе группы из восьми самолётов сбил пять немецких истребителей Bf.109.

Всего в 1942 году Мамкин совершил 125 боевых вылетов и сбил 15 немецких самолётов.

Награды

За свои подвиги Мамкин был награждён орденом Ленина (№ 16254, 22.10.1942), тремя орденами Красного Знамени (31.12.1942, 25.03.1943, 22.02.1944), орденом Александра Невского (№ 13145, 17.11.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), медалью «За боевые заслуги» (30.04.1947), медалью «За оборону Сталинграда», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Присвоение звания Героя Советского Союза

За беспримерное мужество, проявленное при спасении двух советских лётчиков из горящего истребителя, Александру Мамкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Сложно представить, что испытывает человек, когда перед его глазами горит самолёт с коллегами.

Но Мамкин не растерялся, а ринулся на помощь. Он буквально вытащил летчиков из кабины объятого огнем истребителя. Этот момент стал переломным в его карьере, навсегда возведя Мамкина в ранг героев.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Мамкина званием Героя был подписан 16 марта 1988 года. Церемония состоялась в Кремле, где высшее руководство страны лично вручило Мамкину золотую Звезду героя и орден Ленина.

Помимо звания Героя Советского Союза, Мамкин также был награжден орденом Красного Знамени и множеством других медалей, которыми отметили его вклад в службу и героический поступок. Александр Мамкин стал настоящим примером для многих соотечественников, показав, что мужество и неравнодушие всегда будут вознаграждены.

Личная жизнь лётчика

С уверенностью можно сказать: о личной жизни Мамкина – не известно практически ничего. Достоверно известно лишь то, что лётчик никогда не был женат, детей – также не было. О его каких-либо отношениях с девушками – не сообщается.

Однако ходят слухи, что у Мамкина была возлюбленная, однако никаких официальных подтверждений этим сведениям нет. У Александра были товарищи и сослуживцы, с которыми он проводил время. Приятели же утверждали, что Мамкин был очень активным человеком, любил футбол. Порою он даже читал стихи и писал письма любимой девушке, но кто она – остаётся загадкой.

Семья и дети

С супругой Ириной Александр Сергеевич Мамкин познакомился в Подмосковье, где она работала врачом. Там же, в городке Кубинка, родились их дети – дочь Екатерина и сын Сергей. Старшая дочь, став взрослой, выбрала профессию мамы и стала врачом-стоматологом, а сын окончил школу, пошел по стопам отца и поступил в летное училище. Он с честью продолжил дело Мамкина-старшего, посвятив себя небу.

Их семья была крепкой и сплоченной, а отношения теплыми и доверительными. Ирина Николаевна всегда поддерживала мужа, следила за хозяйством и воспитывала детей, создавая в доме атмосферу любви и уюта. В свободное время Александр Сергеевич любил проводить время с семьей: катал детей на санках зимой, часто гулял, а летом ездил на рыбалку.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

352
Вам нравится этот человек?
If 'Other' is filled, checked answers are ignored.
Top Peoples - Биографии, рейтинги популярных людей
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x