Александр Лурия – биография и труды выдающегося психолога

Советский ученый, которого считали одним из самых влиятельных психологов XX века, Александр Романович Лурия – человек с невероятным интеллектом и целеустремленностью. За свою долгую и плодотворную жизнь он внес неоценимый вклад в понимание человеческого мозга и его функций, совершил многочисленные открытия в области психологии и неврологии.

Его революционные идеи легли в основу многих современных подходов к изучению мозга и разработке методов реабилитации.

В этой статье мы познакомим вас с жизнью и научным наследием выдающегося ученого Александра Лурия, расскажем о его самых известных книгах и личной жизни, а также рассмотрим причины его смерти.

Александр Лурия — фото, биография, психолог, книги, личная жизнь, причина смерти

Александр Лурия – выдающийся советский психолог

Имя Александра Лурии стоит в одном ряду с такими великими учеными, как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Его исследования в области нейропсихологии, детской психологии, психологии труда и педагогической психологии внесли неоценимый вклад в развитие этих наук.

Лурия был блестящим экспериментатором, теоретиком и организатором науки. Он создал свою собственную научную школу, которая существует и процветает до сих пор. Ученики Лурии работают во многих странах мира, продолжая развивать его научные идеи.

Детство и юность

Александр Романович Лурия родился в семье известного врача, профессора Романа Альбертовича Лурия. Мать Александра, Матильда Борисовна, тоже была врачом. Детство Александра прошло в интеллигентной еврейской семье, где царила любовь к науке и знаниям.

В 1915 году Лурия окончил гимназию с золотой медалью. Его интересы простирались от истории и литературы до естественных наук и философии. Однако, особое увлечение он испытывал к психологии.

В 1918 году Александр Лурия поступил на медицинский факультет Казанского университета. Несмотря на тяжелые условия Гражданской войны, он с энтузиазмом посещал лекции по психологии, физиологии и неврологии.

В 1921 году Лурия перевелся в Московский государственный университет, где продолжил обучение на психологическом отделении. Под руководством знаменитого психолога Л. С. Выготского, Лурия начал свои первые научные исследования, посвященные речи и мышлению.

Семья и образование

Семья и образование сыграли важную роль в формировании Александра Лурии – известного советского психолога. Александр Лурия родился в семье врачей. Его отец был профессором психиатрии, а мать – зубным врачом. С раннего возраста Александр увлекался сценой и театром. В молодости он даже хотел стать режиссером, но его страсть к психологии пересилила.

В 1918 году он поступил в Московский университет на медицинский факультет, но затем перевелся на факультет общественных наук. В 1921 году он окончил университет и начал работать в Институте психологии. В 1924 году он стал профессором психологии и заведующим лабораторией детской психологии. В 1929 году он возглавил Институт дефектологии. В 1937 году он был назначен директором Института нейрохирургии им. Бурденко.

Участие в Первой мировой войне

Юный Александр Лурия, увлеченный историей и психологией, не остался в стороне от событий войны.C началом Первой мировой войны он вступил в ряды русской армии как санитар в пехотном полку.В условиях окопной войны Лурия столкнулся с тяжелыми испытаниями и реальностью ранений, увечий.Ему приходилось оказывать помощь солдатам, организовывая полевые лазареты, где он начал изучать характер и последствия поражений нервной системы при боевых ранениях.Там же он начал делать первые записи о влиянии фронтовой обстановки на психику человека и проявлениях различных невротических расстройств у военнослужащих.Опыт, полученный на фронте, позже Лурия отразил в своей диссертации, где предложил оригинальное понимание психических функций как системных образований, формирующихся в результате взаимодействия с внешним миром.

Профессиональная деятельность

С молодости Александр Лурия был предан науке, проявляя интерес к различным ее областям. Его увлекали как нейробиология, так и психология и философия. Именно в психологии Лурия нашел свое призвание, посвятив ей всю свою жизнь.

С 1924 года Александр Романович Лурия тесно сотрудничал с Львом Семеновичем Выготским. Совместно с ним он разрабатывал культурно-историческую теорию развития высших психических функций. В рамках этой теории Лурия занимался изучением нейропсихологических механизмов психической деятельности. Он исследовал связи между повреждениями мозга и нарушениями психических функций, что позволило ему развить нейропсихологический подход к диагностике и реабилитации.

В 1930-е годы Лурия возглавил кафедру психологии в Московском государственном университете имени Ломоносова. Здесь он создал лабораторию нейропсихологии и школу, которая воспитала целое поколение выдающихся специалистов. Лурия проявил себя не только как талантливый исследователь и педагог, но и как активный общественный деятель. Он был членом Президиума Академии педагогических наук СССР, возглавлял Всесоюзное общество психологов, а также был членом президиума Международного Союза научной психологии. За свои научные достижения Лурия был удостоен Государственной премии СССР, ордена Ленина и Трудового Красного Знамени.

Нейропсихология

Нейропсихология – наука, которая изучает мозг и его влияние на психические функции человека. Сочетает в себе принципы психологии и нейробиологии, используя методы обеих дисциплин для понимания сложных взаимосвязей между работой мозга и поведением.

Нейропсихологи исследуют, как повреждения или изменения мозга влияют на различные когнитивные функции, такие как память, внимание, язык и исполнительные функции. Они также изучают роль мозга в патологических состояниях, включая неврологические расстройства, психические заболевания и нейродегенеративные заболевания. Нейропсихологические методы включают в себя нейровизуализацию, электрофизиологию, когнитивное тестирование и клиническое обследование.

Исследования лобных долей

Исследования Александра Лурии в области изучения лобных долей мозга стали основополагающими для современной науки. Учёный считал, что именно лобные доли отвечают за высшие психические функции и обеспечивают возможность целенаправленной умственной деятельности.

Лобные доли позволяют осуществлять планирование, контроль и регуляцию поведения, управлять вниманием, памятью и речью. Лурия и его ученики проводили многочисленные эксперименты, которые позволили им раскрыть важнейшую роль лобных долей в организации движений, речи и решения задач.

Важнейшие результаты исследований Александра Лурии:
– Выделение лобных долей как центра регуляции высших психических функций;
– Изучение нарушений высшей нервной деятельности при поражениях лобных долей;
– Разработка нейропсихологических методов диагностики, позволяющих выявлять поражения лобных долей;

Исследования Александра Лурии внесли значительный вклад в нашу понимание того, как лобные доли участвуют в таких сложных когнитивных функциях, как решение проблем, принятие решений, рабочая память и планирование.

Сегодня работы Лурии продолжают вдохновлять исследователей изучать роль лобных долей в различных аспектах познания и поведения. Его идеи остаются актуальными и полезными для понимания функционирования человеческого мозга.

Разработка концепции функциональных систем

Александр Лурия внёс значительный вклад в развитие концепции функциональных систем, которая стала одним из основных понятий в советской психологии.

По словам Лурии, функциональная система – это временная, динамичная структура, образующаяся при совместной деятельности различных участков мозга.

Она организуется вокруг центрального звена, которое определяет цель деятельности.

Афферентные пути доставляют информацию, необходимую для достижения цели.

Эфферентные пути передают команды органам-исполнителям.

Обратная связь обеспечивает регулирование и коррекцию деятельности.

Лурия считал, что функциональные системы формируются в процессе индивидуального развития и отражают опыт человека.

Он также показал, что нарушение работы одной функциональной системы может привести к нарушению деятельности других систем.

Концепция функциональных систем явилась важным теоретическим инструментом для понимания работы мозга и организации психической деятельности.

Она оказала существенное влияние на развитие нейропсихологии, когнитивной психологии и других направлений психологической науки.

Личная жизнь

Личная жизнь Александра Лурии была столь же примечательной, как и его профессиональные достижения. Он был разносторонним человеком, увлекавшимся музыкой, литературой и искусством.

В 1923 году Лурия вступил в брак с выпускницей медицинского факультета Екатериной Гинзбург. У них родились двое сыновей – Евгений и Лев.

В 50-летнем возрасте Лурия потерял зрение вследствие закупорки тромбом артерии сетчатки. Несмотря на это, он продолжал активно работать, опираясь на память, слух и помощь коллег и близких.

Лурия был страстным меломаном. Он с удовольствием посещал концерты классической музыки и Stone sour, а также играл на фортепиано. В круг его друзей и знакомых входили многие выдающиеся музыканты, такие как Дмитрий Шостакович, Самуил Фейнберг и Мстислав Ростропович.

Семья

В семейной жизни Лурия был глубоко любящим супругом и отцом. В 1926 году он женился на Марии Успасской, преподавательнице литературы, которая стала его верным спутником на протяжении всей жизни. У них родилось двое детей – дочь Анна и сын Роман. Лурия был внимательным и преданным отцом, уделяя много времени воспитанию и образованию своих детей. Он поощрял их любознательность и привил им любовь к книгам и обучению.

Мария Успасская всегда поддерживала научные исследования мужа и была его главным критиком и редактором. Она также увлекалась искусством и активно участвовала в культурной жизни Москвы. Анна Лурия стала известным педагогом и дефектологом, продолжив дело своего отца. Роман Лурия был выдающимся нейропсихологом, известным своими работами по нейронауке и высшим психологическим функциям. Он стал ведущим исследователем в Институте психологии РАН и внес значительный вклад в развитие нейропсихологии.

Дружба и коллеги

Александр Лурия был выдающимся психологом, который имел честь сотрудничать с некоторыми из самых известных умов своего времени.

Коллеги и соратники Лурии

На протяжении всей своей карьеры Лурия сотрудничал с многочисленными коллегами в области психологии и других областях науки. Среди наиболее известных и уважаемых из них были Лев Выготский, Алексей Леонтьев, Петр Гальперин и Александр Запорожец.

Сотрудничество с Выготским

Одним из самых близких и влиятельных коллег Лурии был Лев Выготский. Вместе они внесли значительный вклад в развитие культурно-исторической теории развития человека. Именно благодаря сотрудничеству с Выготским Лурия разработал свою концепцию функциональных систем.

Выготский высоко ценил работы Лурии и считал, что именно он экспериментально подтвердил его теоретические разработки.

Дружил с поэтами и писателями

Помимо коллег-ученых, Лурия также поддерживал тесные отношения с поэтами и писателями. Был знаком с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком и многими другими. С ними его связывал не только общий круг интересов, но и искреннее взаимопонимание.

Любовь к искусству

Сам Лурия обладал несомненным литературным даром, что и продемонстрировал в своей научно-популярной книге “Маленькая книжка о большой памяти”, которая переведена на десятки языков и до сих пор пользуется большой популярностью.

Взаимное уважение и признание

Коллеги и друзья ценили Лурию за его острый ум, блестящую эрудицию и глубокую преданность науке. В свою очередь, Лурия всегда уважал и ценил своих коллег, с которыми ему посчастливилось работать и общаться.

Его дружеские отношения и профессиональные связи с коллегами стали неотъемлемой частью жизни и творчества Александра Лурии, оказав значительное влияние на его научную деятельность и формирование его взглядов на психологию человека.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

1505
Вам нравится этот человек?
If 'Other' is filled, checked answers are ignored.
Top Peoples - Биографии, рейтинги популярных людей