Актер, покоривший своей игрой миллионы сердец, человек с непростой судьбой. Альберт Филозов оставил заметный след в отечественном кинематографе, создав незабываемые образы в таких фильмах, как “Вам и не снилось…” и “Тегеран-43”. Его жизнь была полна взлетов и падений, ярких моментов и глубоких драм. В этой статье мы раскроем его биографию, личную жизнь, актерскую карьеру и трагический уход.
Его пронзительный взгляд и харизматичная улыбка покоряли с первого взгляда. Роли Альберта Филозова были настолько естественны, что казалось, он проживал их сам, вынося на экран частичку своей души. За каждым персонажем скрывался настоящий человек со своими переживаниями, радостями и горестями. Филозов не просто играл – он создавал целые человеческие судьбы, которые продолжают жить в сердцах зрителей.
Альберт Филозов: жизнь и творчество
Его роли были столь же разнообразны, как и его талант. От комических до драматических, от острохарактерных до трагических.
Театральная карьера
Свою театральную карьеру Филозов начал в Московском академическом театре им. В. Маяковского.
Его театральные работы снискали признание публики и критиков.
За свою театральную карьеру Филозов сыграл более 50 ролей, среди которых такие знаковые, как Гамлет, Моцарт, король Лир.
Кинокарьера
В кино Филозов дебютировал в 1967 году в фильме «Поздняя встреча». Дальнейшие его роли в картинах «Прощание», «Любовь с привилегиями», «Родня», «Раба любви», «Гражданин Лёшка», «Исчезнувшие», «Собачье сердце», «Михайло Ломоносов» принесли ему всенародную популярность.
Всего за свою кинокарьеру Филозов снялся в более чем 100 фильмах, став одним из самых востребованных актеров советского, а затем и российского кино.
Награда | Год |
---|---|
Заслуженный артист РСФСР | 1974 |
Народный артист РСФСР | 1982 |
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых | 1983 |
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени | 1999 |
Личная жизнь
Альберт Филозов был женат на актрисе Соне тимофеева. В браке у них родился сын.
Он скончался 11 октября 2016 года в возрасте 78 лет.
Детство, юность и образование
Рассказ о жизни и творчестве замечательного артиста Альберта Филозова начнём с детства и юности, повлиявших на его будущее как личности и человека искусства.
Увидел свет будущий актёр в мае 1937 года в Москве. Детство мальчика было трудным и голодным, выпавшим на суровые военные годы. Отец ушёл на фронт, оставив семью на жену Зинаиду Филозову.
Альберт рос обычным московским мальчишкой, увлекался рисованием и музыкой, был застенчивым и стеснительным. На старте своей трудовой деятельности перепробовал множество профессий, поработал токарем, служил в армии. Одновременно с этим участвовал в самодеятельности, занимался в драматическом кружке. Трагическое событие – гибель отца на войне – заставило молодого человека задуматься о смысле жизни и своём пути в ней.
В 24 года осознанно поступает в Высшее театральное училище имени Щукина на актёрский факультет, который окончил в 1965 году.
Рождение в Москве
Столица России стала городом, где впервые увидел свет будущий актер. произошло это далекого 1937 года в одном из старейших районов – Пресне. В семье простых тружеников родился первенец. Детство будущего артиста пришлось на трудные военные и послевоенные годы, когда страна восстанавливалась после тяжелого периода.
Родители приложили все усилия, чтобы дать своим детям достойное воспитание. Они прививали им любовь к культуре и искусству. Маленькому Альберту еще в раннем возрасте привила любовь к чтению, особенно нравились ему повести о приключениях и путешествиях, рассказы о героях и подвигах. Уже тогда проявился его неуемный интерес ко всему новому и неизведанному.
Увлечение театром в юные годы
С раннего возраста Альберт Филозов проявлял явный интерес к театру. Его увлекали не только постановки, но и сам процесс создания спектаклей.
Он с удовольствием посещал кружок художественной самодеятельности и активно участвовал в постановках школьных спектаклей. Его страсть к театру не оставляла равнодушными и учителей, которые высоко ценили его талант и артистизм.
В старших классах Альберт Филозов стал вести школьный драмкружок, где ставил спектакли и помогал младшим школьникам развивать их творческие способности. Это был его первый опыт режиссерской работы, который во многом определил его дальнейшее творческое направление.
Благодаря своей активной театральной деятельности Альберт Филозов приобрел ценный опыт и развил в себе навыки, которые впоследствии стали основой его успешной профессиональной карьеры.
Поступление в ГИТИС
Мечтой Альберта Филозова была сцена, поэтому после окончания средней школы он засобирался в Москву. Мать предостерегала его от этой авантюры и приводила в пример Дениса Евстигнеева, который приехал из столицы домой, не сумев поступить ни в один театральный вуз.
Однако отец, видя энтузиазм сына, поддержал его и пообещал матери заехать по делам в Москву за компанию с Альбертом. Так с благословением родителей Филозов оказался в столице.
Кинематографическая карьера
Альберт Филозов вошел в историю кинематографа как актер яркого дарования и широкого диапазона. Его талант раскрылся в многочисленных ролях, от принцев и офицеров до шутов и простаков. Фильмография артиста насчитывает более 100 картин, в каждой из которых он демонстрировал незаурядные актерские способности.
Дебютировав в кино в 1974 году, Филозов привлек внимание зрителей своей неординарной внешностью и харизмой. Его первой крупной ролью стал благородный и мужественный князь Яков Шаховской в историческом сериале “Адъютант его превосходительства” (1979). Исполнение этой роли заложило основу для дальнейшего амплуа актера, в котором он часто появлялся в образах исторических персонажей и военных.
В 1980-е годы Филозов сыграл в ряде фильмов, ставших классикой советского кино. Среди них – музыкальная комедия “Ах, водевиль, водевиль…” (1980), мелодрама “Вам и не снилось…” (1980), детектив “Тропини” (1988) и эпопея “Ермак” (1988). В этих картинах актер продемонстрировал свой талант к созданию как драматических, так и комедийных образов.
В 1990-е годы, после распада Советского Союза, Альберт Филозов продолжил сниматься в кино, но в более сложных экономических условиях. Он часто появлялся в фильмах молодых режиссеров и пробовал себя в новых амплуа. Одними из самых заметных работ того периода стали роли в картинах “Пианистка” (1991), “Скандальный процесс” (1992) и “Граница. Таежный роман” (2000).
В последние годы жизни Филозов оставался преданным искусству и продолжал сниматься в кино и сериалах. Среди его поздних работ – роль Александра Пушкина в историческом фильме “Дуэль. Пушкинъ. Лермонтовъ” (2014), а также участие в телесериале “Дело чести” (2017), который стал его последней работой.
Дебют в фильме “В огне брода нет”
Первая роль была маленькой и без слов. В 1967 году, еще будучи студентом, Альберт Филозов дебютировал в роли солдата в знаменитой военной драме “В огне брода нет”.
Ему повезло поработать с режиссером Леонидом Быковым, который разглядел в молодом актере большой талант. Несмотря на скромную роль, Филозов проявил свой дар перевоплощения.
Именно на съемках этого фильма появился знаменитый эпизод, когда солдаты поют “Смуглянку”. Альберт Филозов, хотя и не участвовал в этой сцене, но вспоминал ее с особой теплотой.
Успех в картине “Два капитана”
Альберт Филозов получил широкую известность после выхода на экраны фильма “Два капитана”, в котором ему досталась главная роль. Это была невероятно успешная картина, которая прочно вошла в золотой фонд советских фильмов.
Фильм “Два капитана” снят по одноименному роману Вениамина Каверина. Филозов сыграл роль Сани Григорьева, юного героя, который мечтает стать летчиком. Его персонаж проходит через множество испытаний и трудностей, но в итоге достигает своей цели. Филозов блестяще справился с этой ролью, показав глубокий внутренний мир и стойкость своего героя.
Успех “Двух капитанов” был во многом обусловлен талантливой игрой Филозова. Он сумел создать образ Сани Григорьева живым и запоминающимся, вдохновив целое поколение зрителей. За эту роль Филозов был удостоен Государственной премии СССР.
Съемки в “Двух капитанах” стали для Филозова переломным моментом в карьере. После этого фильма он стал одним из самых востребованных советских актеров. Его приглашали в крупные проекты, где он неизменно создавал яркие и запоминающиеся образы. Фильм “Два капитана” навсегда остался в истории отечественного кинематографа и стал визитной карточкой Альберта Филозова.
Сотрудничество с известными режиссерами
Талант Филозова оценили режиссеры. Он начал съемки у Владимира Мотыля в боевике “Женя, Женечка и “Катюша”. Далее он сыграл главную роль – доктора по профессии и по призванию Сергея Крылова – в фильме “Выстрел в спину”.
Александру Митте очень понравилась игра актера, и он взял его на роль молодого композитора Геннадия Шпаликова в своей картине “Звонят, откройте дверь”. Сняться в таком психологическом фильме было нелегко, но Филозов успешно справился с задачей.
Режиссер Сергей Соловьев неоднократно приглашал актера в свои проекты. В фильме “Спасатель” ему досталась роль героя-любовника, а в “Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви” – грустного и неуверенного в себе конструктора.
Театральная деятельность
Талант Альберта Филозова раскрылся не только в кинематографе. Он также был блистательным театральным актером и сотрудничал с ведущими театрами Москвы.
Первой театральной постановкой, в которой принял участие Филозов, был спектакль “Живой труп” на сцене Ленкома. Затем последовали работы в Театре имени Маяковского и Театре Российской Армии.
В постановке “Доктор Живаго” режиссера Сергея Женовача Альберт Филозов исполнил роль Николая Николаевича, отца главного героя. За эту работу он был удостоен премии “Хрустальный Турандот” в номинации “Лучшая мужская роль”.
Театр имени Моссовета
Настоящим творческим домом для Филозова стал Театр имени Моссовета, куда он поступил в 2002 году по приглашению Павла Хомского. Здесь он создал множество ярких образов в постановках “Живой труп”, “Игрок”, “Борис Годунов” и других.
Спектакль | Роль |
---|---|
“Живой труп” | Протасов |
“Игрок” | Утешительный |
“Борис Годунов” | Басманов |
Всего за свою театральную карьеру Альберт Филозов сыграл более 50 ролей. Его персонажи отличались глубиной, психологизмом и искренностью, что обеспечило ему любовь и признание театральной публики.
Работа в Московском драматическом театре на Малой Бронной
Театр на Малой Бронной стал для Филозова настоящим домом.
Он был принят в труппу в 1968 году и прослужил там вплоть до последних лет жизни, создав множество ярких и запоминающихся образов.
Романа с театром не получилось – в течение четырех лет ему не давали играть, поручая лишь эпизодические роли.
В 1972 году Филозов наконец получил шанс проявить себя в спектакле “Валентин и Валентина” по пьесе Михаила Рощина, где сыграл главную роль Валентина.
Успех спектакля стал переломным моментом в театральной карьере артиста, с этого момента ему начали предлагать более значимые роли.
С того времени Филозов стал одним из ведущих актеров театра, играл в таких спектаклях, как “Дорога”, “Трамвай “Желание”, “Кошка на раскаленной крыше”, “Три сестры”, “Дядя Ваня” и многих других.
В 1990 году актеру было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Роли в спектаклях по классическим и современным произведениям
В спектаклях по классике и современной драматургии Филозов проявил себя как разноплановый актёр. Он вживался в роли князей, плутов, коварных соблазнителей и благородных мужей. Каждый образ создавал неповторимый и запоминающийся.
Среди классических постановок, в которых играл Филозов, выделяются “Ревизор” (Бобчинский), “Бешеные деньги” (Телятев), “Плоды просвещения” (Фонвизин), “Женитьба” (Подколёсин), “На всякого мудреца довольно простоты” (Глумов).
В современных пьесах ему блестяще удавались роли в “Татуированной розе” (Росселлини), “Дикарке” (Доминик), “Мастере и Маргарите” (Афраний), “Трёхгрошовой опере” (Мэкхит). Причём, во всех этих образах артист умело сочетал трагическое и комическое, создавая яркое театральное полотно.
Всего за свою карьеру Филозов сыграл более 150 ролей в спектаклях, каждая из которых поражала глубиной и многогранностью. Его талант был отмечен не только зрителями, но и критиками, которые неоднократно номинировали и награждали актёра за выдающиеся достижения на театральной сцене.
Получение престижных театральных премий
Талант и мастерство Альберта Филозова были неоднократно отмечены престижными театральными премиями. Среди них – Государственная премия РСФСР (1982) за роль в спектакле «Вечером после работы», а также премия имени К.С. Станиславского (1984) за роль в спектакле «Необыкновенные истории об обыкновенных людях».
Высокую оценку его актерского мастерства дали и кинокритики, наградив его премией «Ника» (1992) за лучшую мужскую роль в фильме «Дом под звездным небом».
Личная жизнь
Как и многие творческие личности, Альберт Филозов прожил насыщенную любовными историями жизнь.
При этом свои отношения с женщинами он держал в секрете.
Однако известно, что актер был официально женат дважды, и в обоих случаях его избранницы были коллегами.
С первой супругой, Натальей Гвоздиковой, артист познакомился во время работы над фильмом “Возвращение “Святого Луки” (1970).
Они поженились, у них родился сын, но через несколько лет актер ушел из семьи.
Спустя годы он женился на актрисе Инне Чуриковой, с которой жил до самой своей смерти в 2016 году.
Несмотря на то, что Филозов всегда старался скрывать свою личную жизнь от посторонних глаз, ходили слухи о многочисленных романах на стороне.
Так, ему приписывали отношения с актрисой Еленой Сафоновой и моделью Мариной Левтовой.
Однако подтверждения этим слухам нет.